Featured

Не просмотрит ли Россия турецкий гамбит?

Одной из основных причин, почему Москва отказалась от “Южного потока” и решила строить “Турецкий поток” является Третий энергетический пакет Евросоюза (ТЕР), согласно которому одна компания не может одновременно владеть трубопроводом и прокачиваемым через него природным газом.

 

 

 Ни Россия, ни Турция не являются членами ЕС, а значит, ни та, ни другая страна не обязаны следовать ТЕР, что, безусловно, облегчает задачу строительства “Турецкого потока”.



Однако само строительство не решает все потенциальные проблемы для Москвы. Будущий газопровод должен остановиться на газораспределительном хабе на греко-турецкой границе (так как Греция является членом Евросоюза), откуда российский газ должен поставляться европейским потребителям.



Новое правительство в Афинах проявило интерес к продлению “Турецкого потока” в Грецию. Но для того, чтобы транспортировать свой газ в Европу “Газпрому” придется использовать существующие трансграничные газопроводы – либо Транс-Адриатический газопровод (TAP), либо газопровод Турция-Греция-Италия, отмечает портал naturalgaseurope.com.



По плану “Турецкий поток” должен завершиться в турецкой провинции Ипсала, где также должен закончиться Транс-Анатолийский газопровод (TANAP) и присоединиться к ТАР. Но это ведет к следующему вопросу, не возникнет ли конкуренция между двумя газопроводами за долю на рынке, учитывая возможное расширение мощности как ТАР (с 10 до 20 млрд куб.м в год), так и TANAP (с 16 млрд куб.м до 23/31 млрд куб.м в год).



Формально Россия может экспортировать свой газ через ТАР из “Турецкого потока” в Европу без присутствия “Газпрома” в консорциуме ТАР и, не нарушая правил ТЕР. Кроме того, Москва может получить необходимый объем в ТАР через “доступ третьей стороны” (как поставщик, а не собственник) во второй ступени доставки газа или потребовать построить дополнительную точку для входа/выхода дополнительных компрессоров для расширения объема ТАР. Если Россия не хочет владеть инфраструктурой, а просто продавать свой газ с турецко-греческой границы, то её действия не противоречат правилам ТЕР.



Однако консорциум “Шах-Дениз” уже зарезервировал прокачку 10 млрд куб.м азербайджанского газа в рамках 25-летнего контракта через ТАР (100% первоначальной и 50% финальной пропускной способности трубы), что формально не позволяет в течение этого времени транспортировать по нему российский газ (если, конечно, не произойдут какие-либо значительные изменения на рынке или резко увеличится спрос на газ).



Разрешение на прокачку российского газа по газопроводу ТАР приведет к его прямой конкуренции с азербайджанским газом, как по цене, так и по объёмам, что, разумеется, не в интересах консорциума “Шах-Дениз”. Помимо гарантированных 10 млрд куб.м в год, Баку планирует увеличить поставки газа в Европу из таких месторождений как Азербайджан-Шираг-Гунешли, Умид, Абшерон и, возможно, из третьей фазы Шах-Дениз. Все это может быть доставлено по газопроводу Греция-Болгария в Болгарию и Ионическо-Адриатическому газопроводу (из Албании) в Черногорию, Боснию-Герцеговину и Хорватию.



Объем газа, который Турция должна получать по “Турецкому потоку” близок к тому объему, который в настоящее время перекачивается по Транс-Балканскому газопроводу (ТВР) в Турцию через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию. Но прекращение транспортировки российского газа через Украину в 2019 г. означает, что ТВР, скорее всего, будет закрыт. “Турецкий поток” позволит России поставлять свой газ в Турцию в том же объеме как сегодня, и не конкурируя с TANAP по объемам.



Что касается греков, то они также хотели бы, чтобы российский газ транспортировался через турецко-греческо-итальянскую систему (ITGI), как продолжение “Турецкого потока” из Греции в Европу. Это могло бы проложить дорогу российскому газу в греческо-болгарский трансграничный газопровод (который также рассматривается как вариант для доставки азербайджанского газа), как дополнительное ответвление ITGI.



На первый взгляд может показаться, что “Турецкий поток” (сроки строительства и объемы) может навредить стратегическим интересам Азербайджана в Южной Европе: азербайджанский газ, согласно плану, должен достигнуть Турции в 2018 г., а Европы в 2020 г. Однако 25-летний контракт, который гарантирует покупку азербайджанского газа из месторождения “Шах-Дениз” через TANAP/TAP, предотвращает угрозу конкуренции с другими поставщиками газа.



Таким образом, Россия ищет дополнительные каналы для экспорта газа, включая наземные секции “Южного потока” и реверсные поставки через Транс-Балканский трубопровод. Между тем, транспортировка российского газа по ITGI вопрос лишь времени и финансирования.



Анкара между "Турецким потоком" и "Южным газовым коридором"



Отказ России от проекта "Южный поток" открыл широкие возможности для Турции, роль которой в «энергетической карте мира» многократно возросла. Турецкая сторона сразу же воспользовалась сложившейся ситуацией, в результате чего переговоры между "Газпромом" и турецкой компании Botas зашли в тупик, что ставит по угрозу реализацию дальнейших планов, о которых было громко заявлено в последние месяцы.



Представители Botas требуют скидку в 10,25% к базовой в цене, в то время как Газпром согласился предоставить скидку лишь к контрактной цене. Разница между этими ценами не столь заметна на данный момент, однако с ростом цен на нефть, ситуация кардинально изменится.



Неспособность договорится стала причиной того, что Турция стала задерживать разрешение на начало строительства "Турецкого потока".



Одновременно с этим, в Турции не исключают того, что проект Южного газового коридора (Баку — Тбилиси — Эрзурум) может быть реализован в случае снятия санкций с Ирана, в случае строительства которого российская сторона потеряет значительную долю европейского рынка.



Об этом уже заявил еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете в ходе пресс-конференции в Риге.



"Если будет окончательное соглашение с Ираном в июне, это откроет новые возможности в будущем. "Южный коридор" может идти не только из Азербайджана, есть возможности, чтобы он в будущем шел дальше - в Иран", - сказал он. Более того, Еврокомиссия будет всячески формировать реализацию этого проекта, поскольку он уже не раз назывался приоритетным и способствующим диверсификации поставок энергоносителей.



Шелковый путь в обход России



Председатель правительства КНР 20 и 21 апреля посетит Пакистан, основной целью этой поездки окончательно оформить $46 миллиардную сделку по прокладке экономического коридора Пакистан-Китай.



Реализация проекта по созданию Китайско-пакистанского экономического коридора является частью глобальной стратегии Пекина по возрождению Великого шелкового пути, которая впервые была озвучена Си Цзиньпином во время выступления в столице Казахстана Астане 7 сентября 2013 г.



Следующей целю Китая станут Среднеазиатские страны и Турция, а вот Россия остается вне "наземного" Нового шелкового пути. Власти Турции проявляют к проекту не меньший интерес, так как уникальное географическому расположению страны исторически являлось одной из ключевых точек на "Шелковом пути".



Новый Шелковый путь



Наземная часть Шелкового пути начинается в китайском городе Сиань, потом идет на восток к городам Ланчжоу и Урумчи, а затем поворачивает на юго-восток и идет через Центральную Азию на Ближний Восток и в Европу.



Морская часть Шелкового пути идет через Гуандун и самую южную провинцию, остров Хайнань, затем через Индийский океан. Он пересекает Африканский рог и направляется в Красное и Средиземное моря.



Китай планирует выделить миллиарды долларов на строительство дорог, железных дорог и аэропортов на протяжении всего Шелкового пути – в Центральной и Южной Азии, с целью обеспечить экономическое сотрудничество и укрепление политических связей.



Желание Китая проложить новый Шелковый путь позволит Турции стать одним из крупнейших в мире торговых и энергетических хабов.



Работа по данному направлению уже активно ведется на международном уровне. Во время визита премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана в Казахстан, президент Нурсултан Назарбаев заявил, что после реализации транспортных проектов в стране, Турция получит прямой доступ к Китаю и наоборот.



"Реализация общих транспортных проектов дает возможность Турции через Казахстан выйти к Китаю, Восточной и Юго-Восточной Азии, а наша страна сможет через Турцию выйти к Европе и Ближнему Востоку", - сказал Назарбаев. Эрдоган также отметил, что возрождение исторического Шёлкового пути в рамках железнодорожной магистрали является приоритетным проектом для Турции.



"Когда эта линия будет построена, появится быстрый и надежный железнодорожный путь Европа-Кавказ-Центральная Азия-Дальний Восток-Юго-Восточная Азия", - сказал турецкий лидер.


Источник: Вести


«Нефть России», 21.04.15, Москва

Статьи по теме