Featured

Казахгейт раскручивается

С начала апреля в Казахстане начался новый этап политического скандала

 

 

 

 

Несколько депутатов парламента захотели узнать правду о секретных счетах главы Казахстана, якобы находящихся в швейцарских банках. Отвечая 4 апреля на запрос парламентариев, премьер Имангали Тасмагамбетов заявил, что в 1995 году в Швейцарии по поручению президента Назарбаева был "открыт секретный фонд" размером в 1 миллиард долларов. Причем, по словам премьера, этот фонд уже не раз спасал Республику Казахстан от финансового кризиса. Предавая огласке этот факт, правительство хотело выбить почву из-под ног своих критиков, много и часто говорящих о гигантских суммах на зарубежных счетах, принадлежащих членам семьи казахского лидера. Ответ премьера депутатов не удовлетворил, и "Казахгейт" пошел на новый виток.

 

История вопроса. Еще в августе 2000 года на страницах американской "New York Times" появилось сообщение о неких "секретных" счетах, существующих в США и Швейцарии, оформленных на имя Нурсултана Назарбаева и некоторых членов его семьи. Тогда правительство дружно отрицало саму возможность их существования.

 

Незадолго до появления этой статьи, а конкретнее, в 1998-1999 годах, наметилось противостояние Назарбаева и его бывшего премьера Акежана Кажегельдина. Тогда Генпрокуратура Казахстана возбудила уголовное дело — следователи посчитали, что Кажегельдин, будучи премьером, сильно злоупотребил своим положением и сказочно обогатился на проведенной под его руководством "ураганной приватизации". Для расследования этих фактов в женевскую прокуратуру и в Минюст США были направлены соответствующие запросы. Однако и Минюст США, и прокуратура кантона Женева обнаружили не счета Кажегельдина, а как раз напротив — счета казахского президента и его семьи. О чем и поспешила написать "New York Times". Кажегельдин моментально превратился из обвиняемого в политического эмигранта и лидера оппозиции. Находясь за границей, он бомбардировал прессу многочисленными документами, призванными вскрыть масштабы коррупции в Казахстане, пресс-служба президента Назарбаева эти "инсинуации" отвергала. Побушевав немного, скандал утих — одних чиновников уволили, других возвысили, объявив масштабную кампанию по борьбе с коррупцией, которую возглавил зять президента — генерал Рахат Алиев (муж старшей дочери Назарбаева — Дариги).

 

Противостояние. Незадолго до апрельского выступления премьера были арестованы двое ближайших сподвижников Кажегельдина: Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов. Первому припомнили обвинения в коррупции, взяточничестве, хищении более 1 миллиарда тенге, по которым его еще в 1998 году освободили от должности министра энергетики. На Жакиянова завели уголовное дело в рамках объявленной борьбы с коррупцией, обвинив его в многочисленных финансовых нарушениях и злоупотреблениях. Речь шла о том, что Жакиянов, работая в правительстве, поживился за государственный счет. Однако сами пострадавшие заявляют со страниц оппозиционных изданий и антиназарбаевских Интернет-сайтов о том, что все действия, предпринимаемые против них — политический заказ, который проводит в жизнь генерал Рахат Алиев.

 

В итоге соратники Кажегельдина тоже приобрели ореол мучеников. Понятно — Аблязов сидит в тюрьме, Жакиянов, скрывавшийся до последнего времени на территории посольства Франции, теперь находится под домашним арестом. Да и как им не стать мучениками, когда в Алма-Ате и Астане только и разговоров про финансовые дела семьи казахского лидера. Дочь президента Дарига владеет несколькими крупными медийными компаниями, среди которых телеканал "Хабар", целый комплект развлекательных радиостанций и издательств, а также информагентство "Казахстан Тудей". Причем контроль над ними Дарига Назарбаева получила не совсем корректными способами — к примеру, государственный телеканал "Хабар" в одночасье указом президента превратился в ЗАО, контролируемое Даригой Назарбаевой, но питающееся из государственной казны.

 

Впрочем, многие казахстанские наблюдатели и эксперты не склонны представлять противостояние Кажегельдина и Ко с казахстанской Семьей как борьбу добра со злом, считая, что у бывшего премьера и его опальных друзей тоже "рыльце в пушку".

 

Чего ожидать. Сейчас внутренняя ситуация в Казахстане очень странная. Даже оппозиционные политологи и комментаторы не склонны демонизировать Назарбаева. Они скорее настроены против генерала Алиева, считая, что тот ведет активную антипрезидентскую политику: в частности, на страницах газет, подконтрольных его супруге — Дариге Назарбаевой, частенько стали появляться материалы с критикой в адрес президента.

 

С другой стороны, к противникам назарбаевского правления, возглавляемым Кажегельдином, Жакияновым и Аблязовым, прислушиваются, правда, все больше за пределами Казахстана. Именно они занимаются "формированием образа" президента Назарбаева в глазах западного истеблишмента, открывая неприглядные моменты и особенности политики Казахстана. Совершенно естественно, что президент пытается хоть как-то нейтрализовать своих оппонентов, но пока что у него это не очень получается.

 

В последнее время советники президента все чаще говорят, что "Назарбаев устает от этой власти". Именно этим объясняют активную деятельность Дариги Назарбаевой, публикующей в подконтрольных ей СМИ критические статьи в адрес президента, концентрирующей в своих руках "информационное оружие", — многие всерьез рассматривают ее как кандидата на президентское кресло, после того как Нурсултан Абишевич уйдет в досрочную отставку. Поэтому сейчас ей нужно по возможности дистанцироваться от отца. Вполне вероятно, что не сама Дарига займет президентское кресло, а некая фигура, пока еще не известная широкой общественности. Но то, что смена власти не за горами, — факт. По крайней мере, в самом Казахстане об этом говорят много.

 

 

 

 

Время МН

 

 

Статьи по теме

Карикатуры Мурата Алимова

О проекте