Масштабы разрушений в Украине уже ошеломляют. Новая публикация CEPR основывается на предыдущем опыте восстановления после войн и стихийных бедствий, чтобы обозначить некоторые принципы будущего восстановления Украины. Усилия должны включать в себя продвижение страны по пути вступления в ЕС; создание автономного агентства, уполномоченного ЕС, с автономией для координации и управления программами помощи и реконструкции; признавая, что Украина должна владеть своей реконструкцией; поощрение притока иностранного капитала и передачи технологий; акцент на гранты, а не кредиты; и восстановление вокруг принципа безуглеродного будущего.
24 февраля 2022 года Россия вторглась на территорию Украины. Тысячи мирных жителей были убиты; миллионы людей были перемещены (Фраттини и Солмоне, 2022), в том числе 2 миллиона детей, перемещенных за пределы Украины; а масштабы разрушений в стране уже ошеломляют. Генеральная Ассамблея ООН осудила агрессивную войну России в Украине.
Хотя исход войны неясен, можно начинать думать о будущем восстановлении Украины. В новой электронной книге , входящей в серию CEPR «Экономика быстрого реагирования», мы изложили идеи по дизайну и требованиям этой работы (Becker et al. 2022). Мы основываемся на предшествующем опыте послевоенного восстановления (например, план Маршалла после Второй мировой войны, воссоединение Германии и восстановление Ирака и Афганистана) и восстановления после стихийных бедствий.
На первом этапе мы рассматриваем текущую ситуацию в Украине. Короче говоря, экономика пережила большой негативный шок, ВВП сократился как минимум на 30%. Несмотря на масштабные экономические потрясения и растущие финансовые проблемы, функции правительства в основном выполняются. Украинцы имеют сильное чувство общей цели и единства. Учитывая уровень экономического развития и близость к ЕС, после окончания боевых действий Украина, скорее всего, будет напоминать Европу после Второй мировой войны, а не Ирак или Афганистан в 2002/03 году.
Несколько стран и международных организаций обязались поддержать восстановление Украины. Эта поддержка очень разнообразна и варьируется от двусторонней помощи до помощи многосторонних организаций (например, Всемирного банка) до поддержки из частных источников (украинская диаспора, благотворительные организации, частные лица и предприятия). Обсуждается использование арестованных российских активов, а также текущих доходов от российской энергетики для оплаты реконструкции и компенсации (например, Цыренников 2022).
Мы утверждаем, что международная помощь усилиям по восстановлению должна основываться на следующих принципах, чтобы обеспечить успех Украины в долгосрочной перспективе. Во-первых, Украина должна быть на пути к вступлению в ЕС, чтобы создать сильный стимул для реформирования и модернизации страны. Во-вторых, помощь должна быть быстрой, чтобы обеспечить ее получение в критический ранний послевоенный период, когда Украина не имеет собственных ресурсов. Тем не менее, помощь также должна быть обусловлена, чтобы гарантировать, что деньги будут потрачены правильно и что она направит восстановление на использование передовой практики, которая включает усилия по радикальному сокращению коррупции. В-третьих, помощь должна основываться на грантах, а не на кредитах, чтобы избежать проблем с устойчивостью долга в будущем. В-четвертых, очень важно координировать работу источников финансирования, чтобы избежать потерь, задержек и дублирования. Пятый, реконструкция предлагает уникальную возможность радикально обновить производственный потенциал Украины, чтобы приблизить ее к технологическому рубежу (включая зеленые технологии), заложить основы для долгосрочного роста и еще более тесно интегрировать Украину в мировую экономику. Помощь должна быть направлена на повышение производительности экономики и стимулирование высоких темпов инвестиций (например, в новую технику/оборудование, инфраструктуру, обучение/человеческий капитал, техническую помощь и т. д.), а также на укрепление человеческого капитала. Наконец, поскольку помощь будет эффективной только в том случае, если она соответствует интересам Украины, Украина должна «присвоить себе» свою реконструкцию. заложить основы для долгосрочного роста и еще теснее интегрировать Украину в мировую экономику. Помощь должна быть направлена на повышение производительности экономики и стимулирование высоких темпов инвестиций (например, в новую технику/оборудование, инфраструктуру, обучение/человеческий капитал, техническую помощь и т. д.), а также на укрепление человеческого капитала. Наконец, поскольку помощь будет эффективной только в том случае, если она соответствует интересам Украины, Украина должна «присвоить себе» свою реконструкцию. заложить основы для долгосрочного роста и еще теснее интегрировать Украину в мировую экономику. Помощь должна быть направлена на повышение производительности экономики и стимулирование высоких темпов инвестиций (например, в новую технику/оборудование, инфраструктуру, обучение/человеческий капитал, техническую помощь и т. д.), а также на укрепление человеческого капитала. Наконец, поскольку помощь будет эффективной только в том случае, если она соответствует интересам Украины, Украина должна «присвоить себе» свою реконструкцию.
Основываясь на этих принципах, мы предлагаем, чтобы управление помощью осуществлялось самостоятельным, связанным с ЕС или уполномоченным агентством, независимым от многосторонних, двусторонних и неправительственных доноров, но подотчетным им. Это агентство может быть похоже на Управление экономического сотрудничества, которое осуществляло план Маршалла. Создание нового агентства при ЕС поможет избежать дрейфа миссии, свести к минимуму бюрократию и инерцию существующих институтов, свести к минимуму политическое влияние (например, Россия является акционером МВФ, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития), избегать реконструкции, проводимой донорами, и привлекать свежие, мотивированные и морально настроенные кадры. Это агентство должно иметь значительную автономию в принятии решений, чтобы свести к минимуму политическое влияние и сохранять гибкость в неопределенной, изменчивой, и сложная среда. Администрация экономического сотрудничества была создана как самостоятельное агентство правительства США, а не в составе государственного или казначейского департаментов, именно для того, чтобы упорядочить прием на работу и операции.
Как мы обсуждаем в брифе, дизайн агентства должен включать в себя ряд важных элементов. Например, заранее определенный многолетний срок существования агентства позволит осуществлять многолетние программы капиталовложений, эффективное составление бюджета, группирование дополнительных программ (например, угольной, химической и металлургической) и финансирование программ капиталовложений в инфраструктуру, одновременно программа более политически приемлема для стран и учреждений-доноров. Стабильная структура необходима, чтобы избежать усталости при реконструкции. Программы помощи с неопределенными перспективами (такие как Управление ООН по оказанию помощи и реабилитации после Второй мировой войны и Трастовый фонд восстановления Афганистана) оказались менее эффективными. Чтобы гарантировать, что реконструкция принадлежит Украине, мы предлагаем использовать совместное планирование и принятие решений, долевое финансирование, программы децентрализации.
Затем мы утверждаем, что реконструкция должна включать три отдельных этапа: i) реагирование на чрезвычайные ситуации (аналогично реагированию на стихийное бедствие, обрушившееся на страну); ii) быстрое восстановление критически важной инфраструктуры и услуг для восстановления основных функций экономики и правительства; и iii) создание основ для быстрого и устойчивого роста. Каждый из этих этапов имеет разные цели, ограничения и инструменты. Например, второй этап должен включать надежную макроэкономическую стабилизацию, чтобы гарантировать, что рыночные механизмы смогут начать распределять ресурсы в послевоенной экономике.
Третий этап особенно важен для успеха реконструкции. Главной целью этого этапа является радикальное обновление институциональной среды. Мы предполагаем, что вступление в ЕС имеет решающее значение для институциональных реформ, направленных на решение хронических проблем Украины, таких как коррупция, слабое управление, концентрация экономической власти и так далее. Реконструкция на этом этапе дает Украине возможность совершить технологический скачок. Наиболее очевидная возможность — создать безуглеродную экономику как способ координации инвестиций на будущее, так и для того, чтобы показать, как максимально снизить зависимость от ископаемого топлива. Целые города, в том числе Харьков, Мариуполь и Чернигов, нужно будет восстанавливать, и это представляет собой возможность «восстановить лучше» с использованием современных технологий (особенно энергоэффективности), дизайна и городского планирования (например, общественный транспорт должен использовать электрические автобусы, измененные трамвайные пути и т. д.). Используя международную помощь для создания благоприятных условий (включая перспективу вступления в ЕС), Украина может стать привлекательным направлением для прямых иностранных инвестиций, что ускорит восстановление и дальнейшую интеграцию Украины в мировую экономику.
Наконец, мы предоставляем предварительные оценки стоимости реконструкции и сравниваем эти оценки с предыдущими усилиями по реконструкции. После чуть более месяца войны требуемая помощь от Европы и других стран, вероятно, уже составляет от 200 до 500 миллиардов евро, что сопоставимо с масштабами помощи, предлагавшейся в прошлом. Однако стоимость восстановления увеличивается с каждым дополнительным днем войны и с любой возрастающей скоростью, поскольку люди проводят больше времени вне дома, дети становятся более травмированными, а компании частного сектора распадаются.
Перевод осуществлен при помощи Google translator
Источник: voxeu.org