Отстранение Жомарта Ертаева от должности предсдателя правления «Евразийского банка» за прегрешения, которые он якобы допустил, когда возглавлял «Альянс», совпало по времени с отъездом из страны на летний отдых председателя совета директоров последнего.
После чего пошли слухи, что два вышеозначенных банкира скоро пополнят ряды арестантов. Этому немало поспособствовал и г-н Марченко, который сообщил, что АФН имеетсерьезные претензии к Ертаеву и материалы в отношении последнего и еще ряда лиц переданы правоохранительным органам. серьезные претензии к Ертаеву и материалы в отношении последнего и еще ряда лиц переданы правоохранительным органам.
На эти разговоры немедленно отреагировал финпол, официально сообщивший, что претензий к акционерам «Альянса» не имеет, из чего можно сделать вывод, что оные предъявляются только Ертаеву и его заместителю. И вот это вызывает недоумение.
Сплошные вопросы
Судя по динамике и направленности событий, «Альянс» и «БТА Банк» двигаются параллельно, причем первый опережает второго и как бы торит ему тропу. Однако в «БТА Банке» к уголовной ответственности привлекаются как бывшие председатель правления Роман Солодченко и его первый заместитель Жаксылык Жаримбетов, так и экс-председатель совета директоров Мухтар Аблязов. Тогда как его коллега Маргулан Сейсембаев от ответственности освобождается.
На вопрос — почему, так и напрашивается ответ: потому что последний смирился с произволом государства и выразил готовность продать ему три четверти голосующих акций своего банка всего за 100 тенге, а Аблязов отказался признать вхождение правительства в капитал БТА спасательной операцией и назвал его рейдерством.
И если судьба «Альянса» почти определилась: достигнута договоренность с комитетом кредиторов о схеме реструктуризации внешней задолженности, «Самрук-Казына» официально выразил готовность завершить сделку по покупке контрольного пакета акций банка и подписал предварительное соглашение, предусматривающее докапитализацию «Альянса» на сумму в 129 миллиардов тенге, то будущее БТА предсказать невозможно.
Во-первых, до сих пор не понятно, с какой целью государство захватило банк? Чтобы отобрать его у Аблязова? «Утопить» с целью расчистки рынка для «Казкоммерцбанка» и «Народного»? Оказать помощь? Ответа на этот вопрос нет и не будет, потому что надеяться на чистосердечное признание людей, принимавших соответствующее решение, бессмысленно, а верить их словам глупо.
Во-вторых, непонятно реальное финансовое положение БТА. По уверению новых топ-менеджеров и руководства ФНБ «Самрук-Казына», оно устойчиво как никогда. По неофициальной информации, просачивающейся наружу, банк выбирается из очередной «дыры» только для того, чтобы на следующий день попасть в следующую. И держится на плаву исключительно благодаря помощи Нацбанка, который кредитует его под залог ценных бумаг «Самрук-Казыны», полученных в обмен на собственные облигации БТА.
В-третьих, реструктуризация банка требует финансовых ресурсов, и есть ли они у правительства или потенциального инвестора, неясно.
И, наконец, сможет ли коммерческий банк, после такой встряски, выжить под руководством чиновников, назначенных бизнесменами в условиях высококонкурентной среды? Тем более что ситуация меняется буквально каждый месяц, и вместе с ней могут меняться и планы правительства, Нацбанка и Агентства финнадзора.
Возможно, что когда операция по огосударствлению казахстанской банковской системы задумывалась, планировалась и начиналась, ее идеологи и руководители действительно собирались путем искусственного отбора сократить шестерку системообразующих банков до четверки, тем самым улучшив условия выживания для оставшихся.
Почему на отстрел были выбраны именно БТА и «Альянс», как раз понятно. Два банка из шестерки контролировались иностранными инвесторами из числа крупных международных банковских групп и были малоуязвимы, так как могли опереться на поддержку — и финансовую, и политическую — материнских структур. И еще два банка принадлежали тем, кто сегодня определяет экономическую, и не только, политику страны. Больше и выбирать-то было не из кого.
«Малой кровью» не обошлось
Как БТА загоняли в угол, мы писали не раз, поэтому не будем повторяться. Добавим только, что в финансовых кругах ходят упорные слухи, что незадолго до 2 февраля к Мухтару Аблязову приходил крупный акционер одного из двух «неприкасаемых» банков и предлагал «утопить» БТА, поскольку его судьба предопределена, чтобы заработать на этой операции. Говорят, Мухтар Кабулович «послал» тогда этого товарища.
К сожалению (для тех, кто сочувствует бывшим бташникам, и к счастью, видимо, для госчиновников), пока экс-председатель совета директоров БТА держит паузу и не раскрывает подоплеку событий, приведших его к эмиграции и превращению в главаря «организованной преступной группы», нанесшей, если верить КНБ, ущерб на сумму, превышающую $10 млрд. Поэтому позволим высказать свою версию того, что случилось, и на ее основе предположить, что ждет БТА в будущем.
Похоже, в правительстве считали, что Аблязов и поддерживающие его акционеры не будут сильно сопротивляться захвату банка государством и им удастся установить контроль «малой кровью». Однако просчитались.
Аблязов не только успел уехать из страны сам, но и вслед за ним успели уехать ключевые менеджеры, которые могли бы стать невольными «свидетелями обвинения», как это случилось с вице-президентами «Казатомпрома». Более того, Аблязов публично обвинил правительство, Нацбанк и Агентство финнадзора в рейдерстве, а зарубежные акционеры подали на Республику Казахстан в суд.
В этой ситуации чиновники попытались применить силовой вариант: против Аблязова, Жаримбетова и других были возбуждены уголовные дела. Однако это не решало главной проблемы: «БТА Банк», вместо того чтобы стать активом в руках государства, превратился в большую «черную дыру».
Судя по всему, планировалось, что после захвата БТА его наиболее ценные и ликвидные активы, в том числе в России и Украине, будут переданы другим банкам. А сам он «утоплен», причем таким образом, чтобы создать панику среди иностранных кредиторов и вынудить их согласиться на реструктуризацию внешней задолженности не только БТА и «Альянса», но и других казахстанских банков и, возможно даже, небанковских заемщиков.
Если бы эта операция удалась, совокупный внешний долг страны, превышающий сегодня $100 млрд, удалось бы существенно дисконтировать — как минимум на четверть, что, согласитесь, весьма существенно. Что касается неизбежных репутационных потерь и закрытия мирового рынка заимствования для Казахстана, то предполагалось их компенсировать за счет роста поступлений от добычи нефти и газа в регионе Каспийского моря и активизации роли государства как заемщика.
Принцип домино
Однако события, как мы уже говорили, с самого начала пошли не так, как планировали организаторы. БТА начал стремительно терять клиентов.
Чтобы удержать его на плаву на время, необходимое новому руководству банка, чтобы установить полный контроль над банковской группой и начать управляемое падение, пришлось закачать в него гигантскую сумму — порядка $4 млрд, по оценке финансовых аналитиков. Именно этих денег, кстати, сейчас остро не хватает «Казкому» и «Народному банку», чтобы уверенно преодолевать текущие трудности.
В итоге задача установления контроля над банком трансформировалась в задачу перекладывания ответственности за его крушение на прежнее руководство и акционеров. И поскольку «управляемого падения» не получилось, более того, из-за БТА и «Альянса» были резко понижены рейтинги практически всех казахстанских заемщиков и появилась угроза массового отзыва зарубежных кредитов, после чего финансовая система страны быстро распалась бы, а сама страна превратилась в банкрота, руководство страны встало перед необходимостью сохранить БТА и «Альянс».
Но не потому, что они системообразующие, а потому, что их крах приводит к крушению всех остальных фининститутов. Так два системообразующих банка из лидеров экономического роста превратились в «чемоданы без ручек», которые и бросить нельзя, и тащить дальше нет ни сил, ни возможности.
Банкротства не избежать?
Самая большая проблема, которая сегодня встала перед правительством, Нацбанком, АФН и ФНБ, заключается в том, что они должны провести реструктуризацию внешней задолженности БТА и «Альянса», но у них на это не хватает финансовых ресурсов.
Те самые $5 млрд, которые президент выделил из Нацфонда на поддержку банковской системы, закончились. По миллиарду получили «Казком» и «Народный», более двух — БТА, и остаток доберет «Альянс», которому предназначено 129 млрд тенге, или около $860 млн.
Чтобы провести реструктуризацию БТА по схеме, близкой к схеме «Альянса», на задолженность в $13 млрд потребуется около $3 млрд, которых у «Самрук-Казыны» просто нет, а правительство найти их в обозримом будущем не способно. Поэтому новому руководству БТА остается уповать на то, что зарубежные кредиторы согласятся на схемы, не предусматривающие немедленных выплат, возьмут ценные бумаги с отсрочкой выплаты основного долга на длительный срок. Именно это свидетельствует о том, что БТА, скорее всего, будет обанкрочен.
Тем более что схема уже подготовлена и получила законодательное обеспечение: банк, похоже, будет поделен на «хорошую» и «плохую» части, причем первую попытаются продать иностранным инвесторам, в частности «Сбербанку России», а вторую будут пытаться «оживить» путем поиска активов Аблязова за рубежом. Но это произойдет только после того, как станет понятно, что зарубежных кредиторов БТА не устраивает 20 — 22 цента возврата на вложенный доллар и они попытаются получить больше, отказавшись от реструктуризации.
Вот тогда им устроят «Варфоломеевскую ночь», после которой они не получат ничего, но зато это даст другим казахстанским заемщикам возможность добиться существенного дисконтирования своих долгов. И тогда операция «прощайте, долги» будет успешно завершена к удовольствию ее организаторов, заказчиков и идеологов.
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №26 (161) от 17 июля 2009 года