Featured

Община казахских беженцев в Чехии и родные Маргулана ничего не знают о его судьбе

Радио Азаттык продолжает следить за судьбой казахских беженцев в Чехии. Нет никаких сведений о Маргулане Мухамбетове, депортированном 10 октября в Казахстан. Власти Чехии отказались предоставить сведения о нем.

 

 

НИКАКИХ СВЕДЕНИЙ О МАРГУЛАНЕ

 

После того как власти Чехии всё-таки депортировали первого казахского беженца-мусульманина, ситуация в их общине резко изменилась. Власти Чехии от слов перешли к делу: приказы о добровольной депортации сменились принудительной, сопроводительной депортацией. Община казахских соискателей статуса беженца, которые скитаются по лагерям и весям в Чехии вот уже более трех лет, встревожена. Вопрос: кто может оказаться следующим?

 

В нервном ожидании и те немногочисленные казахи, которые, не дождавшись положительного исхода и потеряв всякую надежду, бежали из Чехии в другие европейские страны. В принципе, они тем самым нарушили законодательство Чехии, самовольно покинув ее территорию. Согласно Дублинскому соглашению, третья страна, куда они обратились, имеет право вернуть их в Чехию, которая и правомочна решить их судьбу: предоставить статус международной защиты либо вернуть в Казахстан.

 

Радио Азаттык стала известна ситуация с одной такой беженкой, Алией Артыкбаевой, которая с тремя детьми в 2008 году перешла в Австрию и попросила убежища там. Власти Австрии в первый раз отказали ей и приказали вернуться в Чехию. Однако молодая казашка с тремя детьми на руках убежала из одного лагеря беженцев и сдалась в другой, что на юге Австрии. Таким образом она выиграла время для нового круга бюрократической процедуры как минимум с двумя долгими обязательствами.

 

Страх быть депортированной сначала в Чехию, а потом в Казахстан у нее огромный: ее муж, Адилжан Муздыбаев, сидит в казахстанской тюрьме вот уже пятый год по стандартному обвинению в вовлеченности в торговлю наркотиками. Адилжан Муздыбаев тоже приверженец этой мусульманской общины, члены которой предпочитают называть себя просто мусульманами, приверженцами идеи «Чистого ислама».

 

Наряду с Адилжаном по общеуголовным статьям в 2005 - 2008 годах в Западном Казахстане были осуждены как минимум трое молодых последователей этой общины. Это Аманжол Мамбетов, 1975 года рождения; Жанболат Кызанбаев, 1973 года рождения; Темирбек Коптлеулов, 1977 года рождения.

 

Алия Артыкбаева говорит нашему радио Азаттык, что боится за свою судьбу, если ее вернут в Чехию, а затем в Казахстан. Правозащитники говорят, что членов этой общины в Казахстане ждут тюрьмы и пытки.

 

Власти Чехии 10 октября депортировали в Алматы Маргулана Мухамбетова, который, также как и Алия Артыкбаева, бежал в Австрию, но был возвращен в Чехию на основании Дублинского соглашения. Маргулан Мухамбетов накануне своей депортации несколько раз звонил в редакцию радио Азаттык из чешского лагеря беженцев и выражал тревогу за свою судьбу, если его вернут в Казахстан. С тех пор как его всё-таки вернули на родину в наручниках – от Маргулана нет никаких сведений.

 

Его мать, Калима Камиева, сказала на этой неделе репортерам радио Азаттык, что у близких родственников нет никаких известий о месте пребывания Маргулана. Вместе с тем она говорит, что члены семьи опасаются начать поиски Маргулана, «чтобы не навредить ему еще больше». Казахские правозащитники сказали журналистам радио Азаттык, что процедура розыска депортированного может начаться после обращения близких родственников или других доверенных лиц.

 

Министерство внутренних дел Чешской Республики, ссылаясь на местный закон, отказалось сообщить радио Азаттык какие-либо сведения о депортации Маргулана Мухамбетова без предоставления «действительной доверенности от него». Следы Маргулана затерялись в алматинском аэропорту 11 октября рано утром, после прибытия самолета из Праги. О его дальнейшей судьбе не знают ни его родители, ни активисты казахских беженцев в Чехии.

 

«ФОТОГРАФИРОВАЛ ПТИЧЕК, А НЕ БЕЖЕНЦЕВ»

 

Тем временем десятки других казахских соискателей статуса беженца также с тревогой ждут ясных сведений о Маргулане. Но у многих есть один обнадеживающий момент: в конце сентября министерство внутренних дел Чехии продлило многим из них срок рассмотрения прошений до лета 2010 года. Мотивация такая, что миграционные службы не успевают переварить огромное количество документов.

 

Такую же отсрочку получил и беженец Бауыржан Имангалиев, который с двумя малолетними дочерьми бежал из Чехии в Швецию, но был возвращен на основании все того же Дублинского соглашения. Теперь он ожидает своей участи в лагере «Бела Йезова», который слывет депортационным лагерем. Кстати, Маргулана Мухамбетова депортировали именно из этого лагеря.

 

Однако в комментарии от министерства внутренних дел Чехии нашему радио Азаттык говорится, что такая массовая отсрочка носит технический характер и что это никак не может положительно повлиять на рассмотрение дел соискателей статуса международной защиты.

 

Еще одна новость в жизни общины казахских беженцев – они затеяли переписку с полицейскими ведомствами Чешской Республики, требуя защиты своих прав в лагерях беженцев. Один из лидеров зарегистрированной в Чехии организации «Комитет казахских беженцев» Кайрат Досметов дал интервью нашему радио Азаттык, в котором рассказал о развитии событий вокруг около 250 беженцев, которые разбросаны по разным карантинам и лагерям Чехии.

 

В сентябре они написали обращение к чешским властям, к администрации лагерей беженцев и в министерство внутренних дел с требованием прекратить их унизительное состояние. Оно, по их мнению, заключается в постоянном давлении на казахстанцев со стороны сотрудников лагерей, в унижениях и оскорблениях, которые им приходилось регулярно испытывать. В обращении описаны случаи оскорблений в адрес казахстанцев, вскрытия почты, постоянных слежек и облав.

 

В своем письме в чешскую полицию активисты Казахского комитета беженцев пишут:

 

«С весны 2007 года в лагере для беженцев в городе Костелец-над-Орлици мы стали замечать, как сотрудники вашей охранной фирмы вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями (охраной и безопасностью лагеря), начали вести за казахскими беженцами скрытую слежку и незаконную фото-видеосъемку.

 

Например, весной 2008 года казахский беженец А. был свидетелем такого факта, как ваш сотрудник Ярослав Чухран скрытно фотографировал за пределами лагеря приехавших на машине казахских беженцев. На вопрос объяснить причину незаконного вторжения в личную жизнь беженцев, Ярослав Чухран ответил, «что он якобы фотографировал птичек». А в другом случае ваши работники сказали, что это им приказал делать директор лагеря. Таким образом, этот вопрос так и остался для нас загадочным и актуальным».

 

Между тем в обращении казахстанских беженцев есть и абсолютно новый аспект. Авторы письма высказывают мысль, что события в соседней Австрии, связанные с активизацией казахстанских спецслужб вокруг ситуации с невозвращенцем Рахатом Алиевым, могут сказаться и на судьбе беженцев в Чехии.

 

Кайрат Досметов говорит, что он сам и другие беженцы уверены – казахстанские агенты подбираются к ним. И не исключено, говорит другой казахский беженец Куаныш Каменов, что они используют местных жителей точно также, как они подкупали австрийских полицейских, журналистов и политиков.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕЙ ОПРОВЕРГАЕТ

 

Радио Азаттык обратилось за комментариями по поводу этих жалоб в министерство внутренних дел и министерство иностранных дел Чехии. Если во внешнеполитическом ведомстве наших журналистов просто отослали в другое заведение, то от министерства внутренних дел мы получили два комментария.

 

Начальник управления учреждений для беженцев Милослав Коудельный написал нам, что в его ведомстве стандарты Европейского союза для проживания «клиентов» не только не выдерживаются, но и перевыполняются. Милослав Коудельный пишет, что его сотрудники «делают максимум для всех наших клиентов, которые решили воспользоваться нашими услугами в заведениях для беженцев и не живут в частной обстановке, создают достойные условия для пребывания в них. Не является исключением и то, что уделяют им внимание и после рабочего времени».

 

Милослав Коудельный отвергает и жалобу активистов казахских беженцев на практику частной охранной компании, которая является подрядчиком министерства внутренних дел. «Качество работы этой фирмы контролируется исправно и оценено положительно. Знаю об одном имевшем место случае, когда один сотрудник частной службы безопасности имел у себя на работе фотоаппарат, но вовсе не с целью фотографирования клиентов», - пишет начальник управления учреждений для беженцев Милослав Коудельный.

 

В целом можно сказать, что затянувшаяся неопределенность со статусом казахских соискателей международной защиты совпала теперь с натянутостью их отношений с чешскими миграционными властями. Начальник управления чешских лагерей беженцев не только отвергает жалобы казахских беженцев, но теперь требует от них доказательств их подозрений о незаконной слежке.

 

В редакции радио Азаттык имеется копия письма, которое направил 20 октября этого года Милослав Коудельный активистам казахских беженцев с требованием предоставить доказательтства. «Если соответствующие доказательства не будут предоставлены, управление может подать жалобу на вас. Не исключаю того, что то же самое могут сделать и сотрудники учреждения для беженцев», - пишет Милослав Коудельный.

 

Начальник чешских лагерей признает, что имел место один случай, который вызывает сожаление, «но объектом фотографирования не был никто из клиентов заведения для беженцев, не шла речь ни о каком другом объекте или предмете». Таким образом, Милослав Коудельный оценивает жалобу казахских беженцев на незаконную слежку как «абсурдные утверждения».

 

Активист казахских беженцев Кайрат Досметов говорит нашему радио Азаттык, что они вообще-то хотели диалога с властями, что никак не ожидали от руководства лагерей административного окрика и тем более требования предоставления доказательств под угрозой встречной жалобы.

 

ОТВЕТ МВД ЧЕХИИ

 

Кайрат Досметов говорит, что постоянные притеснения салафитов и фабрикации дел против «салафитов» и «ваххабитов» в Казахстане не оставляют никаких шансов им связывать свои планы с самим Казахстаном. Только в конце сентября в Актюбинской области осудили на длительные сроки шесть граждан по статье «Терроризм». Все они – жители сельской местности и не ходят в подконтрольные властям мечети, являются приверженцами малой мусульманской общины.

 

В своем письме в редакцию радио Азаттык министерство внутренних дел Чехии пишет, что ему известна ситуация с правами человека в Казахстане. Однако официальная Прага утверждает, что процедура рассмотрения просителей статуса беженцев носит строго индивидуальный характер.

 

Министерство внутренних дел Чехии не считает возможным обсуждать какие-то персональные дела, конкретные примеры, ссылаясь на местный закон, требующий защиту конфиденциальных данных. Вместе с тем министерство внутренних дел Чехии пишет, что ряд иностранцев всеми способами пытается легализовать свое пребывание на территории Чехии после того, как им отказали в предоставлении статуса беженца.

 

«Принять такую практику за легитимную, в понимании министерства, означало бы пойти против смысла принципов государственного регулирования как таковых», - пишется в комментарии министерства внутренних дел Чехии.

 

Лидер казахских беженцев Кайрат Досметов говорит, что в среде беженцев не просматриваются упадочные настроения. Люди не хотят сдаваться. Хотя власти делают все, чтобы заставить беженцев самих покинуть Чехию, считают активисты этой общины.

 

 

 

Радио Азаттык

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details