На официальном сайте фонда «Самрук-Казына» вывешены биографии трех «независимых» членов совета. Это - Александр Мирчев, Ричард Эванс и Гульжан Молдажанова. Их бизнес-биографии полны противоречий.
МИРЧЕВ ИЗ КОРРУМПИРОВАННОЙ БОЛГАРИИ
Александр Мирчев родился в Болгарии, в Софии, он - гражданин США, ученый, автор множества публикаций. Вместе с тем сайт фонда «Самрук-Казына» умалчивает о том, что Мирчев возглавлял (может, и продолжает возглавлять?) консалтинговую компанию Krull Corpоration., являлся (или является?) председателем совета директоров скандально известной компании Global Options Management.
Согласно сайту, Александр Мирчев «обладает значительным опытом общественно-политической деятельности, включая активное участие в рыночных и демократических реформах в Болгарии». Однако, как удалось уточнить, Мирчев являлся сподвижником одного из бывших болгарских коммунистических лидеров - Андрея Луканова.
В 1990 году правительство Андрея Луканова ушло в отставку после массовых протестов и тяжелого экономического кризиса, известного как «Луканова зима». Попытки последующих политических партий поднять экономику оказались тщетны, рыночные отношения все еще находятся в зачаточном состоянии, страна не добилась заметных успехов в подъеме экономики и по-прежнему остается самой коррумпированной и бедной в Европейском союзе.
Ныне Александр Мирчев известен как американский лоббист. Однако в 2008 году произошел скандал, о котором упоминали СМИ, в связи с подозрением министерства юстиции США по факту перечисления денег именно компании Global Options Management от компании российского бизнесмена Олега Дерипаски. У министерства юстиции США возникло подозрение, что деньги российским бизнесменом заработаны в Нигерии и Казахстане незаконным путем.
Как пишет бывший зять президента Казахстана Рахат Алиев в своей книге разоблачений «Крестный тесть», именно Александр Мирчев играет ключевую роль в принятии стратегических решений по укреплению авторитарной власти Назарбаева. Будь то замедление суда по коррупционному скандалу «Казахгейт», будь то дискредитация лидеров оппозиции, будь то принятие новых законов в пользу президента Назарбаева – все это замыслы и козни Мирчева, утверждает Рахат Алиев.
Впрочем, бывший зять президента Казахстана может и сгущать краски – если все эти дела проворачивает один только человек по фамилии Мирчев, то зачем тогда держать сотни чиновников в штабе Назарбаева?
СКАНДАЛЫ В КОМПАНИИ, ГДЕ ГЛАВОЙ БЫЛ РИЧАРД ЭВАНС
Гражданин Великобритании сэр Ричард Эванс (до посвящения в рыцари в 1996 году - Дик Эванс) в 1998–2004 годах был председателем компании BAE Systems, с 2001 по 2008 год - председателем компании United Utilities plc., ректором Центрального университета Ланкашир. C 2006 по 2008 год - председателем совета директоров казахстанского холдинга по управлению государственными активами «Самрук».
В октябре 2008 года Ричард Эванс включен в состав совета директоров фонда «Самрук-Казына». Сэр Ричард Эванс и компания BAE Systems заявили о себе на казахском рынке после подписания в 2000 году меморандума о взаимопонимании между Великобританией и Казахстаном. По меморандуму, компания BAE Systems plc обязана была инвестировать средства в развитие инфраструктуры авиаперевозок Казахстана.
Данная сделка обрела реальные черты, когда в 2001 году между правительством Казахстана и компанией было заключено соглашение о создании совместной авиакомпании «Эйр Астана». 51 процент акций совместного предприятия получило правительство Казахстана, 49 процентов - компания BAE Systems. С этого момента сэр Ричард Эванс становится заметной политической фигурой в Казахстане. Ему была доступна возможность по первому желанию попасть не только к премьер-министру Великобритании, но и к президенту суверенного Казахстана.
Между тем, согласно западным СМИ, компания BAE Systems не всегда вела свой бизнес чисто, она была обвинена в сотрудничестве с некоторыми диктаторскими режимами, замешана в участии в коррупционных схемах, в загрязнении окружающей среды.
Многомиллиардные контракты на поставку вооружения в Чили диктатору Пиночету и Саудовскую Аравию в конце концов обернулись коррупционными скандалами в политической элите Великобритании. Прошлогодний арест графа Альфонса Менсдорфа-Пуйи, являвшегося агентом компании в Австрии, и обвинение в его адрес в подкупе представителей правительства Австрии, Венгрии и Чехии - еще один из случаев коррупционных схем в борьбе за крупные контракты.
Что касается Казахстана, то и тут британской компании чуть не перепал миллиардный контракт по модернизации системы противовоздушной обороны страны. История еще имеет продолжение: тендер с участием британской, немецкой, российской и французской компаний планируется провести в этом году.
Не все благополучно и в деятельности компании «Эйр Астана». В 2007 году, согласно докладу счетного комитета Казахстана, компания оценена как неэффективная и необоснованно использующая активы государства. Кроме того, как явствует из доклада, в 2003–2005 годах компания не начисляла и не выплачивала дивиденты в доход бюджета страны. В любой другой стране за подобные финансовые ухищрения у руководителей полетели бы головы.
И тут обратимся к всезнающей книге Рахат Алиев «Крестный тесть», где этот человек из недр ближайшего окружения Назарбаева утверждает, что тогдашняя глава этой компании «Эйр Астана» просто-напросто является (являлась) одной из жен Назарбаева. Однако генеральная прокуратура Казахстана постановила, что книга «Крестный тесть» является собраньем вранья. И мы тут охотно согласимся, раз Рахат Алиев врет – верить ему не следует.
ВОСТОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЖЕНЩИНА В БИЗНЕСЕ
Гульжан Молдажанова - третий «независимый» член совета директоров фонда «Самрук-Казына», неоднозначная фигура. В России она считается одним из лучших специалистов по построению многопрофильных холдингов. Вместе с тем ее деятельность в крупнейшей финансово-промышленной корпорации «Базэл» противоречива.
Выстроив корпорацию, она не смогла, в период кризиса, доказать ее эффективность. Структура пошатнулась и в настоящее время имеет множество проблем. Ныне Гульжан Молдажанова работает генеральным директором группы ЕСН, владеющей одной из крупнейших энергосбытовых компаний «Русэнергосбыт», «ТГК-14» и медиа-бизнесом.
«На вопрос о том, смогла бы она, будучи женщиной, реализовать свой потенциал на родине, Гульжан в одном из интервью ответила отрицательно:
Несмотря на то, что казахи в гораздо большей степени, чем это принято считать, люди западные, женщина в бизнесе у нас не воспринимается всерьез.
«Нет, в Казахстане это было бы невозможно: иной уровень развития экономики, сильное влияние восточных традиций. Несмотря на то, что казахи в гораздо большей степени, чем это принято считать, люди западные, женщина в бизнесе у нас не воспринимается всерьез. Иное дело - наука. Это сегодня считается очень престижным, почетным делом для женщины», - сообщало радио Азаттык.
В любом случае Гульжан Молдажанова имеет большие связи в российской бизнес-среде и серьезный опыт: где-то - удачный, где-то - нет. По мнению некоторых аналитиков, Молдажанова в состоянии, при определенных обстоятельствах, привлечь в Казахстан крупные западные энергетические компании с их технологиями. Время покажет, сможет ли она на рынке восточной страны реализоваться как умелый профессионал по внедрению мировой практики эффективного корпоративного управления компаниями фонда.
ЗАГАДКА СФИНКСА
Деятельность компании, в ведении которой более половины ВВП Казахстана, затрагивает, естественно, стратегические интересы государства. В этой плоскости часть экспертов задается вопросом: как на руководящие посты фонда «Самрук-Казына» подобной величины (заметьте, образованного указом президента Назарбаева и принадлежащего Казахстану) постановлением правительства назначаются неграждане Казахстана?
Помимо «независимых» членов совета, в многочисленных организациях фонда «в поте лица» трудится немалое количество руководящих специалистов рангом пониже, также не являющихся гражданами Казахстана. Опустим вопрос о патриотизме, однако эксперты интересуются - давали ли они клятву на верность, как этого требует закон «О государственной службе»? Могут ли инициаторы постановления гарантировать, что назначенные ими лица ставят интересы государства Казахстан выше собственных интересов?
И еще. Как определяется их компетентность, учитывается ли предыдущая деятельность? Неужели до правительства не доходят сведения о скандале, связанном с компанией BAE Systems, которая в начале года была оштрафована на 450 миллионов долларов? Компания подозревалась во взяточничестве и признала себя виновной по обвинению в сговоре для подачи недостоверных сведений администрации США, а также по обвинению в нарушении обязательств при подаче бухгалтерской отчетности по контрактам, заключенным в Танзании.
«По своему опыту я многое знаю о коррупции. Я думаю, что она все более и более становится барьером на пути инвестиций, и не только в экономику Казахстана, но и в экономики других развивающихся стран», - цитирует Ричарда Эванса радио Азаттык.
Несмотря на это, «независимый» член упорно остается на «нехорошем» рынке. Может быть он, как великий Дон Кихот, отчаянно борется с казахской коррупцией? В таком случае флаг, то бишь копье, ему в руки. Но никто не слышал о каких-либо шагах, предпринятых им для борьбы с данной коррупцией. Кстати, сэр Ричард Эванс, наверное, не хочет даже учитывать мнение некоторых азиатских экспертов, утверждающих, что на постсоветское пространство коррупцию подобного уровня принесли именно западные компании, не гнушающиеся неэтичными методами инвестиций.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2009–2010 годы (The Global Competitiveness Index 2009-2010) Казахстан недалеко ушел от Болгарии: соответственно 67 и 76 места. В этом ли заключается «значительный опыт общественно-политической деятельности, включая активное участие в рыночных и демократических реформах», передаваемый Александром Мирчевым, сэром Ричардом Эвансом и иже с ними властям Казахстана?
"Радио "Азаттык""