В сражении, развернувшемся между представителями правящей элиты Казахстана и впавшими в немилость олигархами, недавно прогремели новые залпы.
Олигарх Мухтар Аблязов – объявленный в Казахстане в розыск по подозрению в причастности к финансовым махинациям, что он сам отвергает – продолжает озвучивать из Лондона обвинения в коррупции в адрес зятя президента страны, Тимура Кулибаева, а его бывшему соратнику, Мухтару Джакишеву, уже представшему перед судом по делу о коррупции, предъявлены новые обвинения. К развернувшейся баталии присоединился и сам президент Нурсултан Назарбаев, подвергнув резкой критике еще одного влиятельного олигарха, в свое время поддержавшего двух вышеупомянутых предпринимателей.
Последний обмен обвинениями состоялся после январского заявления Аблязова о том, что Кулибаев якобы положил в карман 165,9 млн. долларов со сделки по приобретению Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) государственного пакета акций в совместном предприятии компаний "КазМунайГаз" и CNPC. После чего Аблязов выдвинул еще одно обвинение в коррупции в связи с другими энергетическими соглашениями с Китаем вроде приобретения корпорацией CNPC в прошлом году 50-процентоной доли в концерне "МангистауМунайГаз".
Кулибаев не отреагировал на просьбу EurasiaNet о комментарии, но публично опроверг выдвинутые против него обвинения и обратился в казахстанский суд с иском о клевете на Аблязова и средства массовой информации, первыми опубликовавшие эти обвинения. На данный момент производство по иску приостановлено, стороны пытаются урегулировать вопрос во внесудебном порядке. 11 марта корпорация CNPC распространила заявление, в котором отвергла все обвинения, назвав их "беспочвенными и клеветническими".
Судя по имеющимся признакам, скандал с Кулибаевым, состоящим в браке со средней дочерью Назарбаева, Динарой Кулибаевой, которого нередко прочат в преемники президенту – неприятно подействовал на Назарбаева – искусного политика, не подверженного взрывам эмоций. 26 февраля на заседании Совета предпринимателей он обрушился на еще одного влиятельного олигарха, главу компании "Астана-Моторс" Нурлана Смагулова, припомнив ему заступничество за Аблязова, когда тот отбывал тюремный срок в 2002-2003 годах.
"Группа его друзей, среди которых был ты, написали мне письменное прошение, клялись и дали письменное поручительство, чтобы я его, Аблязова, посаженного в тюрьму за коррупцию, помиловал, – гневно сказал Назарбаев. – И вы мне письменно, клятвенно обещали, что он будет служить Родине. Он теперь плюнул в лицо всем друзьям. Не буду фамилии называть. И вы должны ответить".
Ответ Смагулова – подписавшегося, среди прочих, и под прошлогодним обращением к Назарбаеву в поддержку Джакишева – был, понятное дело, полон смущения: "Мне досадно, что мы сейчас находимся по разные стороны баррикад. И мне кажется, что очень важно подумать о будущем страны, консолидироваться, а не заниматься тем, что... видеть в стране, в которой ты вырос и состоялся, все только негативное".
В 2002 году Аблязов был приговорен к шести годам лишения свободы по обвинению в коррупции, но менее чем через год помилован. По словам Аблязова, процесс над ним имел политическую подоплеку в связи с его участием в создании в 2001 году движения "Демократический выбор Казахстана", выступавшего за активизацию реформ и ставшего раздражать администрацию.
Другим человеком, поручившимся за него в том далеком 2002 году, был Джакишев – энергичный предприниматель, в течение десяти лет на посту главы национальной атомной компании "Казатомпром" вызволявший из кризиса атомную промышленность Казахстана. В мае прошлого года он был арестован по обвинению в коррупции.
"Когда я сидел в тюрьме, Мухтар [Джакишев] активно боролся за мое освобождение и дал за меня гарантию Назарбаеву, что я не буду заниматься публичной политикой... Фактически он стал заложником событий", – отметил Аблязов в опубликованном 18 февраля интервью еженедельнику "Свобода слова". Он высказал мнение, что нападки на его соратников в будущем будут нарастать.
4 марта генеральная прокуратура сообщила, что Джакишеву предъявлены новые обвинения в отмывании денег. Против него уже ведется процесс по обвинению в хищении путем растраты средств "Казатомпрома" на сумму 800 тыс. долларов, а также получении взяток. 6 марта сторона обвинения потребовала для него наказания в виде лишения свободы сроком на 14 лет.
Суд над Джакишевым, начавшийся 5 января, проходит в закрытом режиме, так как, по заявлению властей, процесс сопряжен с оглашением государственной тайны. По словам его супруги, Жамили Джакишевой, и адвоката, Нурлана Бейсекеева, власти ограничивают доступ к обвиняемому, защите не предоставили достаточного времени на ознакомление с материалами дела, а Джакишеву, страдающему гипертонией, не оказывается своевременная медицинская помощь. Один раз его уже госпитализировали, а в зале суда он потерял сознание.
Представители правоохранительных органов отрицают наличие каких-либо нарушений со своей стороны, однако в начале марта Джакишев в письменной форме обратился к председательствующему на процессе судье, Нуржану Жолдасбекову, с жалобой на нарушение своих прав и с заявлением о своей невиновности. В письме, обнародованном Бейсекеевым 2 марта, Джакишев ставит под сомнение необходимость закрытого судебного процесса над ним, жалуется на состояние здоровья и недостаток времени для подготовки к слушаниям, обвиняет суд в предвзятости и требует отвода судьи. "Я вижу обвинительный уклон в действиях председательствующего [судьи Жолдасбекова] и считаю, что Вы ведете процесс не в интересах правосудия, а только помогаете КНБ [Комитету национальной безопасности] репрессировать меня", – говорится в письме.
В мае прошлого года правоохранительные органы обвинили Джакишева в незаконном присвоении в сговоре с Аблязовым урановых резервов на миллиарды долларов. Оба они эти обвинения отвергают. Следствие по этим обвинениям продолжается и может в будущем привести к еще одному процессу.
В настоящее время Аблязов объявлен в Казахстане в розыск по отдельному обвинению в финансовых махинациях в связи с деятельностью "БТА Банка", председателем которого Аблязов являлся до принудительной его национализации государством.
Аблязов скрылся в Лондоне, утверждая, что уголовное дело в отношении него носит политический характер.
Судя по имеющимся признакам, власти намереваются устроить над Аблязовым заочный процесс. На том же заседании, на котором Назарбаев разругал Смагулова за поддержку им Аблязова, высокопоставленный представитель правоохранительных органов пообещал Назарбаеву, что дело будет передано в суд.
"Я думаю, генпрокуратура совместно с другими правоохранительными органами обязательно доведут это [дело Аблязова] до логического конца, то есть преступники будет преданы в суд", – заявил генпрокурор Кайрат Мами.
russian.eurasianet.org