Featured

«Казахстан тратит на борьбу со мной $30 млн ежемесячно»

ablyazov_micБизнесмен Мухтар Аблязов рассказал Slon.ru, как он планирует вернуть себе активы


Казахский бизнесмен Мухтар Аблязов, находящийся в вынужденной иммиграции в Лондоне, обратился в английские суды с просьбой приостановить рассмотрение исков казахстанского «БТА Банка» против него на территории Соединенного Королевства. Предприниматель считает, что Международный арбитражный суд должен одновременно начать судебное производство и по его искам к властям Казахстана. «БТА Банк» был принудительно национализирован в феврале 2009 года, и предприниматель собирается опротестовать это. Свой ущерб от экспроприации банка он предварительно оценил в $3 млрд. Слушания начнутся весной будущего года. О своей борьбе за банк Мухтар Аблязов рассказал Slon.ru.


– Это будет политический процесс? Каковы шансы выиграть его у государства?


– Да. БТА – только инструмент казахского правительства в борьбе со мной, и все его иски политически мотивированы. У нас есть достаточно доказательств, в том числе документов и свидетельских показаний, против казахских властей. В частности, Рахата Алиева – бывшего зятя президента Назарбаева. Он написал про него документальную книгу «Крестный тесть», которая была запрещена в Казахстане.


– А что нового про президента Нурсултана Назарбаева может сказать Рахат Алиев, бежавший из страны в 2007 году?


– Видимо, может, раз на него готовилось покушение. Совсем недавно был громкий скандал с покупкой казахстанским дипломатом дальнобойной снайперской винтовки якобы для охоты на зайцев. Это не моя выдумка, это официальное объяснение казахстанского посольства в Австрии.


– Чем занимается Рахат Алиев, по вашим данным?


– Не могу сказать, поскольку он тщательно скрывается. Но его свидетельские показания мои юристы смогли получить, они в досье.


– Британский апелляционный суд в минувшую субботу,6 декабря, подтвердил решение Высокого суда Лондона о необходимости введения внешнего управления вашими активами общим объемом около $5 млрд. Что это означает? Суд признал, что вы вывели активы из «БТА Банка»?


– Нет. Британские суды так не считают, потому что суда как такового еще не было. Соответственно решений пока не вынесено, и они ожидаются не раньше 2012 года. Это подготовительная стадия. Просто после вынесения этого судебного определения все свои решения о продаже собственности я должен согласовывать с международной аудиторской компанией KPMG. Я сохраняю контроль над своими активами, в том числе операционный, могу продавать их или развивать. Казахстанский БТА опасается, что я распродам свои активы, и суд удовлетворил его ходатайство до разрешения спора. Риски возможных убытков от деятельности KPMG БТА обеспечил суммой в размере 45 млн фунтов. Эти деньги направлены на эскроу-счет этой компании. Кроме того, БТА дополнительно заплатил KPMG 7,5 млн фунтов стерлингов. Я сотрудничаю с аудиторами, но они не занимаются операционной деятельностью в моих компаниях.


– О каких активах идет речь?


– Поскольку казахстанское правительство действует не только через английский суд и не только законными методами, на этот вопрос я не хотел бы отвечать.


– Судьи Британского апелляционного суда заподозрили вас в сокрытии ряда своих сделок и активов даже от собственных адвокатов с целью сохранить контроль хотя бы над частью средств. Речь идет, в частности, о компании Clyde&Co, у которой была доля в строящейся в «Москва-Сити» башне Eurasia Tower...


– Это не так. В первой инстанции у суда действительно сначала было такое предположение. Но я привел доказательства, полностью опровергающие эти подозрения.


– Как вы считаете, у «БТА Банка» есть шансы опротестовать вашу сделку по продаже доли в Eurasia Tower господину Фуксу?


– Думаю, что нет. Никаких перспектив. Суды начнутся только в 2012 году.


– Вы будете продавать свои активы?


– По причинам, которые я назвал выше, не могу сказать.


– Тверской суд Москвы вас заочно арестовал. Россия потребовала вашей экстрадиции. Почему Британия Вас не выдает?


– Во-первых, это решение незаконное. Во-вторых, Британия никогда не выдавала России людей, которые преследуются по политическим мотивам. К тому же я не имею никакого отношения к России. Я – гражданин Казахстана. А Казахстан не требует моей экстрадиции.


– Почему?


– Астана хочет все сделать чужими руками. Власти Казахстана хотят показать, что я дискредитирован и в России, и на Украине. Все дела, которые возбуждаются там против меня, возбуждаются по инициативе и при поддержке казахстанских властей. Казахстан тратит на борьбу со мной ежемесячно около $30 млн.


– У вас есть возможность вернуться на Родину?


– Это вопрос политический. И решение – не мое. В марте 2009 года после национализации президент Назарбаев через посредников убеждал меня вернуться домой. Но зачем возвращаться, если у тебя все отобрали? Назарбаев требовал у меня контрольный пакет «БТА Банка» лично для себя.


– Вы верите в возможность политических перемен в Казахстане в ближайшем будущем? Ваш лидер мне напоминает нашего Леонида Ильича Брежнева своим политическим долголетием. Последний, как известно, руководил страной 18 лет...


– Президент Назарбаев у власти 21 год. У него статус лидера нации, который гарантирует ему и членам его семьи полную неприкосновенность. Против Назарбаевых не может быть никаких уголовных преследований ни во время его правления, ни после. В следующем году, скорее всего, будет референдум по вопросу о продлении полномочий действующему президенту до 2020 года. Будут назначены выборы. Но выбора в Казахстане никогда не было, потому что все конкуренты Назарбаева расстреливались, компрометировались, сажались...


Наталья Кузнецова
slon.ru

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details