Президент Туниса Бен Али бежал из страны в день, когда в Казахстане изменили Конституцию, чтобы продлить полномочия президенту Назарбаеву. В Тунисе власть несменяемого лидера усиливалась через референдум.
По стечению обстоятельств 14 января в Казахстане и в североафриканской стране Тунис произошли два события, которые, тем не менее, имеют ряд характерных аналогий. В Казахстане в этот день парламент принял поправки в Конституцию, которые позволяют продлить полномочия действующего президента страны до 2020 года.
Тунис до этих дней отличался жесткой президентской властью. И в Конституцию Туниса через голосование депутатами правящей партии «Демократическое конституционное объединение» в 2002 году был инициирован референдум о поправках, которые отменили ограничение количества президентских сроков и возрастной ценз в 70 лет для кандидата в президенты страны. В 2004 году, 24 октября, Зин аль-Абидин Бен Али был избран в очередной раз на новый президентский срок при бойкоте со стороны оппозиционных партий.
Но если 14 января 2011 года Нурсултан Назарбаев, фактически правящий Казахстаном с 1989 года, получил, по данным инициативной группы, поддержку более пяти миллионов граждан страны, то президент Туниса Зин аль-Абидин Бен Али, который находился у власти с 1987 года, был вынужден вместе с семьей спешно покинуть страну после того, как массовые волнения охватили столицу страны.
При этом от него, по сообщениям французской прессы, отвернулась и Франция – бывшая метрополия Туниса, которая не разрешила посадку авиалайнера в Париже, и бывший президент Бен Али был вынужден прилететь в Саудовскую Аравию, где получил временное прибежище.
ДЕТОНАТОР ВЫСТУПЛЕНИЙ
Основателем современного Туниса является не Зин аль-Абидин Бен Али, а его предшественник Хабиб Бургиба, который пожизненно правил страной с момента обретения независимости от Франции в 1956 году, пока не назначил в 1987 году Бен Али премьер-министром. Уже через шесть недель пожизненный президент был признан неспособным исполнять обязанности президента, и впоследствии Бен Али сделал 7 ноября праздничным днем своего прихода к власти, которая продлилась более 23 лет.
Многочисленные публикации в местной прессе указывают, что формальным толчком для начала уличных актов протеста в Тунисе стало самосожжение уличного торговца фруктами Мухаммада Буазизи, у которого полиция отобрала прилавок и конфисковала товар. Выяснилось, что молодой парень был дипломированным выпускником университета и не мог найти квалифицированную работу. 17 декабря 2010 года Мухаммад Буазизи, предварительно облившись бензином, публично поджег себя и впоследствии умер в больнице.
Таких молодых людей, дипломированных безработных, в Тунисе десятки тысяч. Постепенно социальный конфликт – с требованиями решить проблемы безработицы, инфляции и тотальной коррупции – постепенно приобрел политический характер требований о либерализации жесткой президентской модели правления, о появлении в стране независимой прессы и проведении очередных президентских выборов в 2014 году.
Начавшиеся в провинции в середине декабря 2010 года волнения добрались и до столицы, хотя еще до недавнего времени считалось, что жители Туниса живут относительно безбедно, несмотря на то что доказанных запасов нефти и газа в этой стране намного меньше, чем у соседей – Ливийский Джамахирии и Алжира.
Помимо этого, рос иностранный туризм и экспорт текстиля, но массовые выезды за границу на заработки мужчин-тунисцев свидетельствовали о серьезных экономических проблемах, когда страна не может полностью обеспечить себя продовольствием и импортирует почти половину горюче-смазочных материалов.
Но президент был уверен в себе до последнего, и 10 января 2011 года он обратился к народу с обращением, в котором обвинил протестующих граждан в том, что ими манипулируют и их поддерживают террористические силы вне страны и враждебные спутниковые каналы. Он пообещал открыть новые рабочие места, а местные власти призвал к сотрудничеству.
Как писала парижская газета «Монд», к тому времени отношения между президентом и народом, выбравшим силовые методы разрешения конфликта, зашли в тупик, а народные волнения получили название «жасминовая революция».
Главный редактор журнала «Эксклюзив» Расул Жумалы считает, что стремительному уходу Бен Али способствовали несколько факторов, а не только связанный с многолетним пребыванием у власти экс-президента страны.
«Посмотрите на арабский мир, Бен Али был президентом всего лишь двадцать три года, в Египте президент Мубарак правит тридцать один год, ливийский президент пришел к власти после сентябрьской революции 1969 года, то есть у власти находится более сорока одного года», - сказал в интервью радио Азаттык Расул Жумалы.
По его словам, большинство аналитиков даже не предполагали, что в Тунисе могут произойти такие события. Социальная и политическая ситуация в Египте, в Алжире, Йемене, Судане была значительно хуже, чем в Тунисе. Расул Жумалы считает стихийность главным фактором. А поскольку политические требования в Тунисе раздались лишь после жесткого применения силы, говорит эксперт, то и властям внутренние проблемы следует решать мирным путем.
БЛАГОПОЛУЧИЕ НЕ ОТМЕНЯЕТ ПРОБЛЕМ
Русская служба французской радиостанции RFI сообщает о телефонном интервью с напуганными и поэтому анонимными жителями Туниса, которые говорят: «Знали, что происходят какие-то события, но что это перерастет в такие масштабы и в такие события, что вокруг нашего дома и где-то тут мы услышим выстрелы, конечно, мы не думали, что это до такой степени все дойдет».
Другой житель, соглашаясь, что «экономическая ситуация в Тунисе гораздо лучше, чем во многих других арабских странах региона», тем не менее считает, что «относительное благополучие не отменяет многих проблем. Среди них – высокая безработица среди людей с высшим образованием, низкий уровень жизни в центре и на юге страны». Наконец, коррупция и отсутствие гражданских свобод, резюмирует причины массовых волнений обозреватель французского радио RFI.
По информации парижской газеты «Монд», ключевой причиной для бегства Бен Али стал отказ армии и начальника генерального штаба стрелять в народ. К тому же отказался подчиниться решению о роспуске правительства его премьер-министр и многолетний соратник Мухаммад Ганнуши. Он решил использовать опыт своего предшественника и также объявил Бен Али «временно неспособным исполнять обязанности президента». Мухаммад Ганнуши назначил себя временно исполняющим обязанности главы государства.
Однако Конституционный совет страны напомнил премьеру, что, согласно статье 57 основного закона страны, исполнять обязанности президента может только спикер парламента Фуад Мебаза. По решению Конституционного совета президентские выборы должны быть проведены в течение 60 дней.
ТУНИССКИЙ СЛЕД «ВИКИЛИКСА»
Международные эксперты по региону обращают внимание и на роль социальных сетей и Интернета в быстрой координации протестующей молодежи, несмотря на то что в Тунисе был закрыт доступ к «Ютубу» и «Викиликсу».
«В руках этого поколения Интернет, который помог обмениваться идеями, фотографиями, новостями и впечатлениями, стал смертельным оружием, с помощью которого страна свергла диктатора», – пишет израильское издание Zman.
Особо выделяет роль сайта «Викиликс» в своем блоге сотрудник журнала ФоринПолиси Элизабет Дикинсон, которая напоминает, что скандальный сайт опубликовал 7 декабря 2010 года донесения американских дипломатов о роскоши семьи Бен Али. Более всего жителей Туниса возмутили сообщения, что Лейла Бен Али, супруга президента, зарабатывала себе на жизнь на государственных подрядах строительства школ и использовала самолет президента для шопинга в Париже. Впрочем, Элизабет Дикинсон признает, что нравы семьи президента были известны тунисцам и что именно «Викиликс» выступил в качестве катализатора и спускового механизма.
Имя Лейлы Бен Али встречается и на страницах воскресной французской прессы, куда просочились сведения от высокопоставленного сотрудника французских спецслужб о том, что она успела вывезти из одного из банков полторы тонны золота, что эквивалентно 45 миллионам евро. Французская спецслужба также сообщила парижской газете «Монд», что супруга бывшего президента Бен Али вначале сделала остановку в аэропорту Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах и лишь потом последовала за мужем в Джидду в Саудовской Аравии.
ТУНИС КАК ПРИМЕР ДЛЯ СТРАН РЕГИОНА
Прошедшие выходные были беспокойными из-за многочисленных фактов грабежей, убийств и пожаров. Но если российские телеканалы называют погромщиков просто мародерами, то западная пресса ссылается на информацию о бежавших из тюрем заключенных и сотрудниках силовых органов, пытавшихся дестабилизировать ситуацию в стране путем применения оружия.
В ответ население страны создало собственные отряды самообороны от грабителей, попутно разыскивая сторонников бывшего президента. Параллельно формированию правительства национального единства в городах страны начались аресты не успевших бежать из Туниса родственников и соратников бывшего президента Бен Али.
Информационные агентства уже сообщили об аресте руководителя личной гвардии Али ас-Сараяти и о том, что племянник Лейлы Бен Али был зарезан на личной вилле на курорте Хамаммет, которую он построил невзирая на сопротивление прежних собственников элитной земли. Именно имущество бывшего президента стало первым объектом для уничтожения уличными протестантами.
Родственники низложенного президента Туниса Бен Али подозреваются в том, что во время поспешного бегства из страны свергнутого главы государства, они вывезли полторы тонны золота в слитках, сообщила «Монд». В публикации говорится, что, согласно данным разведки, вторая жена Бен Али - Лейла Трабелси - затребовала и получила в Центральном банке золото на сумму 65 миллионов долларов. В самом Центральном банке Туниса газете эту информацию не подтвердили.
Изгнанный из страны Бен Али встретил поддержку разве что со стороны соседнего правителя Муаммара Каддафи, который утверждает, что народу Туниса нужно было дождаться очередных выборов президента, а ожидаемые выборы через 60 дней – бесполезны, поскольку уже много лет он считает нынешнюю западную модель народного волеизъявления через выборы неэффективной.
Напряженно наблюдают за ситуацией в Египте и Алжире, где у власти находятся лидеры, подобные изгнанному Бен Али. Напротив, события в Тунисе поддержали такие организации, как «Хезболла», ХАМАС и «Исламский джихад».
За развитием событий напряженно наблюдают и в Израиле. Нынешний вице-премьер страны Сильван Шалом, сефард-репатриант из Туниса, заявил, что переворот в стране символизирует переход Туниса к экстремистским движениям в арабском мире, передает тель-авивское издание«Курсор».
Телеканал «Евроньюс» сообщает о начале массового возвращения в страну из Европы политических оппонентов Бен Али, а израильская пресса прямо указывает, что из Лондона должен вернуться Рашид Ганнуши, лидер исламского движения «Ан-Нахда».
Впрочем, «Курсор» цитирует Амита Коэна, который считает: «То, что будет происходить в Тунисе, окажет огромное влияние на судьбу арабских режимов. Вряд ли возможен эффект домино, который приведет к падению арабских властителей в соседних странах. Все понимают, что революция в отдельной стране не предвещает изменений в остальных государствах. И все-таки: если демократия в Тунисе не потерпит поражение, со временем это усилит сопротивление народных масс в арабском мире».
По сообщению телеканала «Евроньюс», в соседнем Алжире уже отмечены факты самосожжения со стороны отчаявшихся граждан.
"Радио "Азаттык""