В среду в здании казахстанского МИДа в Астане прошла конференция, посвященная председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. В центре внимания - региональная безопасность, экономика и права человека.
В среду в здании казахстанского МИДа в Астане прошла конференция, посвященная председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. В центре внимания - региональная безопасность, экономика и права человека.
Западных экспертов заботит вопрос о том, как Астана в 2010 году намерена работать в роли председателя ОБСЕ по тем направлениям, которые ею объявлены в качестве приоритетных, и каково состояние тех гуманитарных вопросов, которые представляются проблемными в самом Казахстане с точки зрения стандартов, принятых ОБСЕ. В среду в здании казахстанского МИДа в Астане прошла конференция, посвященная этим вопросам.
Это была однодневная конференция рабочей группы, образованной двумя американскими институтами - CSIS и IND - по вопросам подготовки председательства Казахстана в ОБСЕ. IND – Институт новой демократии в Вашингтоне. CSIS – Центр стратегических и международных исследований, также в Вашингтоне – один из ведущих консультационных аналитических институтов в США по вопросам внешней политики.
До этого две конференции этой группы были проведены в Вашингтоне, третью было решено провести в Астане. Мероприятию в среду предшествовали двухдневные консультации с сенаторами и мажилисменами, с уполномоченным по правам человека в Казахстане и с представителями НПО, которые провели члены рабочей группы. Один из участников рабочей группы, немецкий эксперт Михаэль Лаубш (Michael Laubsch), ответил на вопросы Deutsche Welle после окончания конференции.
Deutsche Welle: В программе обозначены три секции. Первая – это безопасность и военная сфера. Что ожидается Запад от Казахстана в следующем году в этой сфере?
Михаэль Лаубш: Действительно, главная тема тут, естественно, Афганистан. И правительству Казахстана, и нам ясно, что именно этот вопрос будет играть в следующем году для ОБСЕ первостепенную роль. Об этом говорили не только мы, члены рабочей группы, но и послы стран ЕС и США в ОБСЕ, принявшие участие в конференции. Мы указали на то, что Казахстан, учитывая его вес в Центральной Азии, должен стимулировать ОБСЕ к содействию усилиям мирового сообщества по смягчению проблемы в Афганистане. Но помимо Афганистана речь шла и о других конфликтах, начиная с Осетии до Нагорного Карабаха, а также о Балканах, поскольку в последних событиях можно усмотреть признаки того, что конфликт там может вспыхнуть с новой силой. И это станет предметом заботы ОБСЕ в следующем году.
- Астана уже давно объявила проблему афганского урегулирования приоритетной на период своего председательства в ОБСЕ. Стали ли вам более ясны конкретные позиции Казахстана в этом вопросе?
- О конкретных пунктах казахстанской программы пока речь не шла. Казахстанская сторона ясно дала понять, что конкретика будет представлена в январе 2010 года, а сейчас над этим работает большой штаб сотрудников МИДа. Здесь также надо принять во внимание, что ОБСЕ в силу своей региональной структуры не является ведущей международной организацией в вопросе афганского урегулирования.
- В США и Европе сейчас имеются существенные разногласия по вопросу о том, как дальше действовать в Афганистане. Отражаются ли эти сомнения на ваших казахстанских партнерах?
- Эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш: Да, в США идет дискуссия о дальнейшей стратегии. Прежде всего в этой связи называется Пакистан, который несет в себе наибольший конфликтный потенциал для Афганистана. Тем не менее западными участниками конференции было выражено пожелание, чтобы Казахстан, используя свою ведущую роль в регионе, в рамках работы ОБСЕ побуждал соседей по региону к участию в разрешении проблем, особенно Узбекистан, а также Таджикистан и Киргизию.
- Обсуждалась ли на конференции проблема Ирана?
- Нет, об этом в контексте ОБСЕ не говорилось, хотя посол Ирана принимал участие в конференции в качестве гостя.
- Вторая секция конференции занималась экономикой и энергетическим диалогом. Что здесь ожидается от Астаны и что она предлагает?
- В первую очередь в ходе конференции было совершенно ясно, что как западные, так и казахстанские участники находятся под сильным впечатлением от мирового финансового кризиса, и этот аспект является очень важным для ОБСЕ. Причем не только в контексте будущего экономического потенциала стран-участниц ОБСЕ, но в свете угроз для безопасности и стабильности, возникающих как следствие экономических проблем.
Эти вопросы поднимались, хотя каких-либо мер в этой глобальной сфере не обсуждалось. Мы, участники рабочей группы, сосредоточили внимание на конкретных шагах в области экономики и экологии, и именно тут, пожалуй, Астана имеет наиболее ясные и предметные предложения во всем ее пакете по "ОБСЕ 2010". С одной стороны, Казахстан на передний план выносит вопрос о транспортных маршрутах и транспортировке энергоносителей, и намеревается совместно с Литвой, которая займет пост председателя ОБСЕ в 2011 году, назначить уполномоченного ОБСЕ, который будет заниматься исключительно этими вопросами.
Казахстан форсирует этот вопрос, поскольку в силу географического положения находится в очень выгодной ситуации, чтобы инициировать транспортные связи как в Центральной Азии, так и шире – от Китая до Западной Европы. Другой пункт, в котором Казахстан скорее всего будет играть заметную роль – это экология, причем не только вокруг Арала (хотя комплекс экологических проблем, связанных с Аралом, Казахстан намерен вынести в качестве приоритетного перед ОБСЕ), но и меры по экономии энергии, получаемой из сжигаемых источников, по развитию восстанавливаемых источников энергии.
Тут Казахстан, судя по тому, что прозвучало в Астане, намерен активно двигаться вперед, причем в кооперации с соседними государствами. И связка между экономикой и экологией наверняка станет "коньком" Казахстана во время председательства.
- Говорилось ли конкретно о проекте газопровода "Набукко", который вызывает споры между Западом и Россией на различных уровнях?
- "Набукко" конечно упоминался, но не столько в дискуссиях по экономике и экологии, сколько там, где речь шла о безопасности и стабильности. Ряд членов рабочей группы высказали мнение, что проблема между Арменией, Азербайджаном и Турцией может привести к тому, что проект "Набукко", который в теории продвинулся весьма далеко, на практике содержит множество неясностей и подводных камней. Так, если эти три страны не станут тесно сотрудничать по проекту, этот проект не будет реализован. Поэтому пока его обсуждали не в экономическом секторе, а в секторе вопросов по безопасности.
- Третья секция была посвящена так называемому человеческому изменению. Между Астаной и Западом по этому направлению работы ОБСЕ имеются серьезные разногласия. Как обошлись с ними на конференции?
- Естественно, мы ясно выразили свою точку зрения о том, что вопросы так называемой "третьей корзины" ОБСЕ – то есть гуманитарные вопросы, вызывают в свете председательства Казахстана в ОБСЕ наибольшую критику. Речь шла о том, республике еще многое предстоит сделать на пути к соответствию стандартам ОБСЕ.
С другой стороны, в этом заседании участвовал ряд представителей местных НПО, и они указали на ряд проблемных точек в Казахстане. К примеру, глава объединения главных редакторов казахстанских СМИ Мирбулат Кунбаев ясно дал понять, что в республике пока определяющую роль играют законодательные механизмы, которые стандартам ОБСЕ не соответствуют, и от законодательной власти ожидаются шаги по их изменению.
По этому поводу возникла острая дискуссия, и в итоговом документе, который мы должны составить в ближайшее время, она найдет отражение. В первую очередь, речь идет о свободе выражения мнения в прессе, о регулировании интернета. Тем более, что на конференции обсуждалась опасность использования нынешнего законодательства для усиления цензуры. Члены рабочей группы указывали на такую опасность, хотя пока конкретных случаев не разбиралось, а представители мажилиса объясняли, почему этого не произойдет.
Они приводили в качестве примера то, что мажилис как раз вычеркнул ряд положений в проекте, которые не соответствовали международным стандартам, как то возможность закрытия интернет-ресурса единоличным решением прокурора – мажилис настоял на том, чтобы такое решение мог принимать только суд. В любом случае, эти камни преткновения будут нами проанализированы и итоги собраны в документе, который будет направлен правительству Казахстана. Естественно, те западные институты, которые занимаются проблематикой ОБСЕ, также будут об этом проинформированы.
Беседовал Виталий Волков
Редактор: Михаил Бушуев
Немецкая волна