Религиозную карту разыгрывают не внешние, а внутренние силы, считает председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков. Глава СМК уверен, что эскалация насилия в стране связана с ухудшением социально-экономической ситуации, а следующим президентом Казахстана может стать парикмахер.
Деструктивное самовыражение
За очень короткий период Казахстан из островка стабильности превратился в «горячую точку» – гремят взрывы, гибнут люди. Судя по последним событиям, происходящим в стране, к подобному повороту оказались не готовы не только правоохранительные органы, но и все общество в целом. Что или кто стоит за всплеском религиозного экстремизма?
Основными «виновниками» стали, социально-экономические проблемы и отсутствие эффективных вариантов их решения. Власти только усугубляют ситуацию – игнорирование альтернативных инициатив, подавление инакомыслия, карманный парламент. В подобных условиях общество начинает лихорадочно искать выход. Вооруженное сопротивление, насилие и экстремизм – неизбежный итог нынешней государственной политики. Мне часто приходится как внутри страны, так и за ее пределами дискутировать с адептами религиозного экстремизма. «Чего вы добились со своими заявлениями, публикациями, голодовками, демонстрациями, митингами? – спрашивают они – Ничего! Даже акты публичного самосожжения игнорируются. Но стоило случиться Жанаозеню, и это дало мгновенный эффект. Каков вывод?
Только силовое противостояние вынудит власть пойти на перемены». Мне трудно им возразить. Я все чаще прихожу к выводу, что страну изменит не либеральная оппозиция, не демократы, не националисты, а именно религиозные экстремисты или военные, т.е. люди готовые взять в руки оружие. Все остальные будут наблюдать за происходящим со стороны.
Многие эксперты считают, что «войну за умы» граждан государство проигрывает. Власти «уступают» решительно во всем, в первую очередь на информационном и идеологическом фронте. Как правило, они действуют постфактум, собирая «урожай» из уничтоженных террористов и погибших полицейских. Не упущено ли время и, что можно сделать для обуздания «разбушевавшегося дракона»?
Нынешняя система управления государства неизбежно ведет к вырождению управленческого аппарата. Отсутствие открытой конкуренции, тотальный протекционизм, уверенность в своей безнаказанности и вседозволенности окончательно развратили чиновничий аппарат и привели к деградации. Власть уступает на информационном и идеологическом фронте, потому что неспособна прилагать интеллектуальные усилия. Запомнилось высказывание одного из американских дипломатов: «Во всем мире есть умные и глупые люди. Специфика Казахстана в том, что чем выше поднимаешь по властной лестнице, тем больше встречаешь откровенных идиотов и негодяев». Если раньше власть вызывала у людей чувство разочарования, то сейчас на смену ему приходит откровенное возмущение и гнев. Меня это тревожит. Апогеем протестных настроений стало безумство таразского смертника, средь бела дня убивавшего полицейских. Он никому ничего не объяснял, не делал никаких заявлений и не оставлял завещаний. Он просто исступленно расстреливал сотрудников правоохранительных органов.
Парадокс нынешней обстановки в том, что чем больше «закручивают гайки», тем больше появляется желающих «деструктивно самовыразиться».
Импровизация по сценарию
Не кажется ли вам, что цепочка событий в Центральной Азии (выход Узбекистана из ОДКБ, аресты казахстанских граждан в соседней республике, эскалация насилия на кыргызско-узбекской границе, «почти» гражданская война в Таджикистане, появление подготовленных боевиков на территории Казахстана) звенья одной цепи? Определенные силы намеренно дестабилизируют регион?
Я не верю в подобные мифы. Несомненно, идет геополитическая борьба – супердержавы расширяют сферы влияния, соперничают спецслужбы. Однако это не является определяющим фактором. К примеру, Лондон сегодня заполонен религиозными экстремистами и шпионами всех мастей, но никому из них и в голову не придет добиваться насильственного свержения власти. Почему? Потому что абсолютное большинство граждан этой страны поддерживают политику государства. Миллионы эмигрантов, прибывающих в Великобританию, находят ее устройство справедливым и великолепным. А если кто-то недоволен, то прибегает к законным механизмам решения проблем. Англичане могут менять жизнь своей страны, не взывая к милости Ее Величества, не вознося «дэвидкэмероновское сияние» и не прибегая к автомату Калашникова. В Казахстане с этим проблема.
Иногда возникает ощущение, что власти устраивают очередную «охоту на ведьм». Выдавая создание «внутреннего врага» за борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом. Насколько такие сомнения обоснованы?
В нашем «доме» все смешалось: борьба за власть противоборствующих группировок, коррупция, маниакальный страх и взаимное недоверие, маразмы чиновников, алчность, коррупция. Меня больше всего беспокоит, что религиозную карту разыгрывают не внешние силы, а влиятельные лица во власти. Торг начался, и человеческие жизни в этой игре – мелкая разменная монета. Инцидент на пограничной заставе Арканкерген – всего лишь маленькая увертюра, прелюдия к большой симфонии. Ее исполнители наглядно продемонстрировали свои возможности. С такой же легкостью они могут ликвидировать национальную гвардию и президентскую охрану. Представьте себе, в один прекрасный день казахстанские газеты запестрят заголовками «Ак Орда расстреляна и сожжена! Виновник бойни – рядовой Аманбаев, у которого произошло помутнение сознания! Он искренне раскаивается». А газета «Время» приведет пикантные детали: «На теле известного государственного деятеля мужского пола обнаружено женское белье».
Глава государства однажды уйдет на покой. Однако жизнь на этом не остановится. Вся президентская рать устремится вслед за новым лидером. Приставку «Нур» на вывесках спешно поменяют на другую. Возможно, это будут совершенно неблагозвучные сочетания, типа «Дар Отан», или «Тим Отан». Впрочем, это не суть важно. Кстати, в Казахстане возможно повторение туркменского сценария. Если вы помните, там к власти пришел личный врач президента – человек ближе всего стоявший к Сапармурату Ниязову. У нас в стране следующим президентом может стать совершенно неожиданная фигура: личный парикмахер Елбасы, его массажист, косметолог, портной, повар, охранник или шофер. К власти придет тот, окажется самым жестоким и вероломным.
Умеренный и ровный...
Председатель агентства по религиям Кайрат Лама Шариф пропагандирует концепцию умеренного ислама. Что, по вашему мнению, заключается в термине – умеренный, традиционный ислам? И какова роль Духовного управления мусульман Казахстана в продвижении этих идей?
Лама Шариф человек трезвомыслящий, но в казахстанских реалиях он бессилен что-либо сделать. Его действия напоминают мне картину, когда врача заставляют лечить больного человека, но запрещают пользоваться скальпелем и антибиотиками. Прогнать Абсаттара Дербисали он не в силах, разоблачить религиозную мафию никто не позволит – слишком много денег там крутится. В таких условиях приходится что-то придумывать. Умеренный, традиционный ислам – это не самая смешная идея.
Не кажется ли вам, что религия в целом перестала выполнять изначальные «функции»? По сути, христианство стало брендом, жупелом для Западного мира, а ислам – политическим течением и новым социальным миропорядком. Не стали ли мусульмане заложниками социально-политических игр и амбиций некоторых духовных лидеров?
Религия во все времена находилась в состоянии брожения, возможно, именно в этом секрет ее долголетия. Когда говорят о политических манипуляциях в исламе, это верно лишь отчасти. Энергия идет изнутри. Вы думаете так легко манипулировать массами, заставить идти в одном направлении и жертвовать жизнью? Здесь недостаточно всего лишь лидерских амбиций и политических игр. Здесь нечто большее. Вы упомянули о новом социальном миропорядке. В этом столкновении цивилизаций нарождается новый мир, иное осмысление, переоценка ценностей. Роды тяжелые, мучительные, кровавые, но в истории так было всегда. Что касается изначальных функций религии, то приведу в пример биографию основателей великих религий: Иисуса Христа и пророка Мухаммада. Это были, прежде всего, выдающиеся социальные реформаторы, требовавшие коренных изменений в жизни общества, нетерпимо относившиеся к тирании и деспотизму. Политическая активность ислама – это и есть одна из изначальных функций религии.
Беседовал Аскар КУБАЙЖАНОВ