Featured

Казахское кино надеется стереть образ Бората ("The Washington Times", США)

sasha 140Славу трудно стереть, особенно такую повсеместную, как слава псевдодокументального фильма 2006 года под названием «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан».

 

Однако казахские кинематографисты намереваются стереть из памяти образ Бората и активизировать киноиндустрию в стране созданием высокобюджетной исторической эпопеи «Мын Бала», премьера которого в кинотеатрах Казахстана состоится уже в апреле.

 

«Мын Бала» - это один из тех проектов, которые имеют огромное значение для самоопределения государства, - заявила Анна Качко, одна из продюсеров фильма. - Это история взросления, где есть первая влюбленность, первые драки, потеря друзей и новое их обретение».

 

Фильм, в котором рассказывается о казахских воинах 18 века, свергших монгольских повелителей, спонсируется студией «Казахфильм» - бывшей киностудией советской эпохи, которая в последние три года, будучи частично в собственности государства, занимается восстановлением киноиндустрии Казахстана.

 

«Казахфильм» не только финансирует проекты талантливых кинематографов в Казахстане, но также пытается представить страну в качестве подходящего места съемок иностранных проектов: Чак Рассел, режиссер фильмов «Маска» 1994 года и «Царь скорпионов» 2002 года, в настоящее время снимает в Казахстане «Арабские ночи» - с участием Дуэйна «Скалы» Джонсона и сэра Энтони Хопкинса – и бюджет этого проекта, по сообщениям, достигает 70 миллионов долларов.

 

«На протяжении многих лет во всех бывших республиках Советского Союза практически ничего не происходило, было снято очень мало фильмов, - говорит г-жа Качко. - За последние три года произошли значительные улучшения, в частности, в Казахстане».

 

«В Казахстане есть удивительные места недалеко от древней [бывшей] столицы Алма-Аты, где располагаются съемочные площадки киностудий – лес, степи, горы и озера. Куда бы вы ни взглянули, вы увидите совершенно иной ландшафт», - добавляет она.

 

«Настоящий Казахстан»

 

Приключенческо-романтическая комедия 2011 года немецкого сценариста и режиссера Файта Хелмера (Veit Helmer) под названием «Байконур» (одним из продюсеров которой была Качко) снимался в Казахстане. На создание этого фильма режиссера вдохновил космодром в пустынной степи, в честь которого фильм и получил свое название. Сюжет развивается вокруг французской космической туристки, которая падает с неба, нарушая размеренную жизнь молодого селянина, и которая, страдая от потери памяти, начинает думать, что этот молодой человек – ее муж.

 

Идея создания «Байконура» г-ну Хелмеру пришла после посещения Казахстана, где он проводил семинары для студентов Академии искусств Жургенова в Алма-Ате, начиная с 2004 года. По его словам, несмотря на то, что большинство из его студентов - и даже их преподавателей – никогда не снимали кино, некоторые из них показались ему довольно многообещающими.

 

«У меня было несколько блестящих студентов, - рассказывал Хелмер. - Некоторые из них теперь работают в Париже, в Лондоне, в Москве, что очень печалит меня, поскольку, когда я отправился в Казахстан на съемки своего фильма, те, кого бы я хотел пригласить, были недоступны».

 

Один из его казахских студентов, который остался в стране, Фархат Шапиров, занялся съемками «Сказа о розовом зайце», в котором повествуется о жизни казахского мальчика, пытающегося найти свое место в быстро развивающейся Алма-Ате. В Казахстане этот фильм стал хитом.

 

«Мы попытались показать в одном фильме настоящий Казахстан с богатыми и бедными, и, как мне кажется, он стал первым качественным казахским фильмом для молодежи с молодыми актерами», - сказал актер Ануар Нурпеисов, который сыграл в фильме главную роль.

 

«Этот фильм собрал вместе амбициозных режиссеров, актеров и операторов. В последнее время в Казахстане было снято не слишком много хороших фильмов, но теперь мы доказали, что мы способны сделать что-то самостоятельно».

 

Главной причиной поддержки киноиндустрии правительством государства казахи называют необходимость создания положительного образа страны через изображение ее современной культуры и древней истории. В прошлом году в одном из художественных фильмов рассказывалось о детстве Нурсултана Назарбаева, проведенного им в деревне.

 

А затем появился «Борат»

 

Пародия британского комика Саши Барона Коэна на жизнь в Америке через «репортажи» бескультурного, абсурдно фанатичного, одержимого Памелой Андерсен казахского телеведущего создала образ, который оскорбил многих казахов.

 

«Одной из причин того, что фильм вызвал такой отклик в Казахстане, является образ Бората», - сказал г-н Хелмер, немецкий кинематографист и преподаватель в академии искусств.

 

«Невозможно было объяснить моим студентам, что в «Борате» высмеиваются именно американцы. Это происходит, потому что, куда бы ни поехали мои студенты, при упоминании их родной страны люди улыбаются и говорят «А, Борат!»

 

Тем не менее, г-жа Качко утверждает, что «Казахфильм» делает основную ставку на внутренний рынок. То, что в «Сказе о розовом зайце» и «Мын Бала» речь идет о жизни молодых героев, не является совпадением: по словам г-жи Качко, большую часть аудитории в кинотеатрах составляет молодежь от 12 до 25 лет.

 

«В основном в кинотеатры ходит молодежь, - говорит она. - В течение 15 лет в Казахстане по-настоящему не снимали кино. Взять тех, кому сейчас 40 лет, когда им было 20, им было нечего смотреть».

 

«Таким образом, теперь нам приходится воспитывать целое поколение. Я надеюсь, что те, кому сейчас 20-25 лет продолжат ходить в кинотеатры».

 

По словам актера Нурпеисова, творческая молодежь, принимающая участие в создании «Сказа о розовом зайце» - который он называет казахским ответом Гаю Ричи, британскому режиссеру и автору таких хитов как «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» - является движущей силой развивающейся киноиндустрии Казахстана.

 

«Кто лучше всех может обратиться к аудитории? Их сверстники, их собственное поколение, - говорит он. - Если бы этот фильм снимал режиссер, принадлежащий к старшему поколению, он не имел бы такого успеха».

 

Ожидается, что «Мын Бала» будет иметь огромный успех среди молодежи, когда состоится его премьера 26 апреля. Даже процесс кастинга свидетельствует о будущей популярности фильма: на главную роль, которая в результате досталась 17-летнему Асылхану Толепову, претендовали 22 тысячи актеров.

 

Сможет ли этот фильм завоевать признание аудитории за рубежом, остается пока неясным. Уже не первый раз правительство страны вкладывает большие деньги в историческую эпопею, в которой прославляется история Казахстана. Однако последняя такая попытка – «Кочевник» 2005 года – закончилась провалом в международном прокате.

 

Однако, тогда как «Кочевник» стал в основном результатом иностранной режиссуры на казахские деньги, казахская команда, которая стоит за «Мын Бала» с бюджетом в 7 миллионов, надеется, что их приключенческий фильм поможет вывести их киноиндустрию на международный уровень и, возможно, стереть образ «Бората».

 

InoCMI

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details