Как бы ни старались политтехнологи из окружения, им вряд ли удастся «сотворить» идеолога-теоретика из бывшего сталевара, сделавшего партийную карьеру и волею случая ставшего президентом страны.
Как бы ни старались политтехнологи из окружения, им вряд ли удастся «сотворить» идеолога-теоретика из бывшего сталевара, сделавшего партийную карьеру и волею случая ставшего президентом страны.
Недавно в российских «Известиях» вышла статья Назарбаева «Пятый путь». Как и предыдущая – «Ключи от кризиса», написана она с претензией на эпохальность и глобальность. В определенном смысле статья является продолжением и развитием темы, но если первая публикация получила хоть какой-то резонанс, то вторая осталась практически не замеченной.
Вначале уточним: Назарбаев не писал эту статью, как, впрочем, и все остальные — ему ее написали. И не потому, что у президента нет времени, а потому что он, скорее всего, не умеет этого делать. Считается, что людям его ранга излишне снисходить до такой работы — им достаточно проговорить идеи, а уж специально обученная команда все оформит в лучшем виде. Мы знаем, что такой подход к написанию статей, книг, диссертаций, речей давно уже стал нормой для людей во власти. И не только казахстанской. Можно смело сказать, что это общая практика.
Другой вопрос, насколько идеи принадлежат тому, чья подпись ставится под текстом. В этом смысле у меня тоже есть серьезные сомнения в авторстве именно Назарбаева. Я подозреваю, что он ознакомился с тем, что «написал», после того как материал уже был готов. И это в лучшем случае. В худшем он читал «себя» уже в газете.
Однако если идею дефектала и, соответственно, акметала родили яйцеголовые из окружения президента, то общий дух статей — радость по случаю конца эры доллара (читай, западных ценностей) — это явно от самого Назарбаева. Таким образом, данные статьи могут рассматриваться в двух плоскостях. Во-первых, это работа по формированию общественного мнения о Назарбаеве не только как об успешном политике-практике, но и о серьезном теоретике мирового уровня. Во-вторых, это проявление внутренних идеологических установок Назарбаева и его команды.
На мой взгляд, в качестве пиар-проекта данная работа по определению не может дать требуемого результата. Как бы ни старались политтехнологи из окружения, им вряд ли удастся «сотворить» идеолога-теоретика из бывшего сталевара, сделавшего партийную карьеру и волею случая ставшего президентом страны. Полагаю, серьезные грамотные люди прекрасно знают цену всем теоретическим изыскам от Назарбаева и поэтому по возможности стараются держаться от этого подальше.
Но специалистов, работающих на Назарбаева, это не смущает. Им платят не за результат, а за сам процесс. А процесс, как мы видим, идет полным ходом: вслед за первой статьей, содержащей предложение поставить крест на долларе и ввести новую валюту, появилась вторая, выдержанная в том же ключе и, по сути, развивающая это направление.
Справедливо рассудив, что всякий пиар-ход требует изюминки, вначале решили вложить в уста Назарбаева идею новой мировой валюты — акметала, призванного спасти — ни много, ни мало — цивилизацию. Что и было реализовано в статье «Ключи от кризиса», опубликованной в феврале этого года в «Российской газете».
Аналитики «Ак орды» решили поэксплуатировать популярную во времена кризиса тему конца эры доллара (и, соответственно, доминирования США в мире), а выход статьи постарались преподнести как триумф назарбаевского аналитического гения. Между тем международное сообщество такой креатив не оценило, посчитав откровенным прожектерством. С содержательной стороны статья от Назарбаева вряд ли представляет какую-либо научную ценность.
В октябре 2009-го в российских «Известиях» за подписью Назарбаева появляется новая статья — «Пятый путь», в которой тема «плохого доллара» как главного врага человечества была продолжена. И опять тишина. Никто не посчитал нужным отреагировать, никто не снизошел до серьезного анализа. Не нашлось желающих даже покритиковать.
Да и что критиковать? На что реагировать? На откровенное политическое графоманство? На выводы, за которыми видны идеологические мотивы негативного отношения к доллару как к символу демократических угроз авторитаризму в Казахстане? Откровенно говоря, я и сам прочитал, пожал плечами и забыл.
Но тут совместная пресс-конференция Назарбаева и Саркози, на которой практически прямым текстом президент Казахстана заявил: мол, отстаньте от нас со своей критикой, мы сами знаем, какой должна быть у нас демократия. В контексте написанного в «Пятом пути», а заодно и в «Ключах от кризиса», это прямая подсказка, что указанные статьи нужно рассматривать только в контексте общеполитической ситуации и тех идеологических постулатов, которые Назарбаев и его команда реализуют в жизни страны.
В этом смысле мы должны признать, что при всем внешне экономическом характере обеих статей Назарбаева их внутренняя обусловленность — чисто политическая. В конечном счете, статьи направлены не против доллара как такового, их адресат — западный мир с его демократическими принципами, которые он экспортирует в другие страны.
Назарбаев и его окружение прекрасно осознают, что США и Европа будут продолжать работать в направлении изменения политической парадигмы Казахстана. При всей важности нынешних геополитических и экономических интересов Запад все равно будет продвигать демократию. В лучшем случае — через поддержку НПО, инициатив гражданского общества, идеологическую обработку населения, в худшем — посредством организации «бархатных революций».
Понятно, что Запад все равно будет навязывать демократические стандарты, критиковать нарушения прав и свобод и оказывать идеологическое давление. Поэтому нынешний кризис с его возможным ослаблением позиций доллара Назарбаев и Ко рассматривают прежде всего как шанс для обеспечения гарантий своего авторитаризма.
Логика проста: чем слабее доллар, тем слабее Запад, и тем меньше он будет приставать со своей демократией. Понятно, что «Ак орду» абсолютно не устраивает нынешний миропорядок, при котором нужно отчитываться перед мировым сообществом за состояние прав и свобод в стране. В этом смысле идеи, изложенные в указанных статьях, можно рассматривать по Фрейду — как проявление бессознательного.
Кризис заставил патологических противников демократии проговаривать то, что еще вчера они не решались говорить вслух. По сути, вся нынешняя риторика по поводу кризиса западной цивилизации, краха доллара и грядущего нового мироустройства — это производное кризиса. Назарбаевские статьи — из этой же оперы.
Авторы не в силах скрыть своей радости по поводу трудностей Запада и торопятся похоронить доллар — основу могущества и благополучия западной цивилизации. Для них это вопрос уже решенный, поэтому они спешат возвестить о грядущем миропорядке, который, естественно, видится им иным, чем тот, который существует сегодня.
Зная идеологические установки хозяев «Ак орды», несложно догадаться, каким они его видят. Главное в этом новом миропорядке — отсутствие гегемонии Запада, навязывающего ненавистную им демократию. Их мечта — исключить практику зависимости от стран демократического лагеря: никто не должен указывать, что и как им делать в собственной стране. Об этом прямо в статье не сказано, но с учетом контекста отчетливо между строк читается.
Что тут сказать?! Каждый видит то, что он хочет видеть. В этом смысле назарбаевские статьи — то, что хочет видеть Назарбаев. Это его желаемое, но и только. Реальность, как известно, не зависит от отдельных политиков, даже самых высокопоставленных. В этом смысле вся теоретическая кампания «Ак орды» по поиску альтернативного «пятого пути» развития больше смахивает на процесс поиска пятого угла в пустой комнате. Работа, прямо скажем, неблагодарная и малоперспективная.
Республика