Ровно через неделю определится выездное будущее Александра Лукашенко. 31 января Совет министров ЕС рассмотрит вопрос о введении санкций в отношении высшей бюрократии белорусского режима и, в первую очередь, против самого батьки.
Если в течение ближайших дней он не продемонстрирует готовность к компромиссу, свидетельством чего должно стать безотлагательное освобождение четырех арестованных кандидатов в президенты, президенту Белоруссии будет запрещен въезд в страны Евросоюза. Батьке эта перспектива явно не улыбается.
И хотя он хорохорится: «С Беларусью никому и никогда не будет позволено говорить с позиции силы и на языке ультиматумов», но тут же оговаривается: «Тем не менее, нельзя прятать голову в песок и уходить от обсуждения проблем». Да и вообще, ему должно быть просто по-человечески обидно, ведь «перед этим Лукашенко три года очень последовательно двигался в сторону демократических преобразований, осуществлял демократические реформы на белорусский лад...»
Это не я сказал, это Борис Абрамович Березовский утверждает в интервью украинской газете «Сегодня», опубликованном 19 января. Лондонский «делатель президентов» много разных комплиментов наговорил там про демократию «на белорусский лад» и про ее творца, рассказывая об успешно осуществленной им операции «Back in USSR». Ну кто еще с таким воодушевлением расскажет, что «Лукашенко удалось сохранить все лучшее, что было сделано в годы советской власти — здоровое население, крыша над головой у всех граждан. И работающие предприятия — не все эффективные, но работают, и люди не сходят с ума от безысходности. Нет бандитов, нет мафии, нет повсеместной фантастической коррупции, которая разъедает все страны постсоветского пространства...».
Интервью это выглядело подарком Александру Григорьевичу накануне инаугурации. Уж не знаю, вносил ли он последние правки в свою инаугурационную речь сразу после его прочтения, но уж больно похоже на «березовские» слова вот это: «Благодаря нашей политике в Беларуси нет олигархических структур, массовой безработицы и обнищания людей». Разумеется, Борис Абрамович не стал бы хвалить батьку за недопущение «олигархических структур», но не станем придираться.
И кто знает, может быть, Лукашенко был бы готов даже расчувствоваться в ответ и пригласить бывшего секретаря Исполкома СНГ на инаугурацию.
Но что-то тут не срослось, похоже, одно место в откровениях Березовского показалось обидным. Он позволил себе усомниться в том, что батька контролирует свои спецслужбы, более того, он заявил, что они его «подставили». Поскольку их сотрудники «безусловно, сотрудники одновременно российских спецслужб и, в первую очередь, речь идет о председателе КГБ Беларуси».
На этот донос белорусский президент отреагировал моментально, на следующий день после публикации интервью. Выступая на совещании 20 января, он заметил, что «сейчас многие пытаются обвинить КГБ, МВД и весь силовой блок страны в том, что они якобы дезинформировали и обманули президента». Так вот, сказал Лукашенко, «я попрошу в этой связи всем успокоиться и понять одну вещь: первым, кто защищает суверенитет и независимость страны и ту систему, которая функционирует, является президент. Никаких действий правоохранительные органы не предпринимали, не предпринимают и не будут предпринимать по наведению порядка в стране без санкции президента». Из этого мужественного признания должно быть ясно, что приказ «бить палками по голове» всех оказавшихся на площади вечером 19 декабря давал сам глава государства. Ну и все остальное, что происходило с того дня, тоже делается под его личным руководством. Например, использование операторов мобильной связи для нахождения вышедших на площадь по данным пеленгации их мобильных телефонов.
Надо сказать, что публично доведенная до сведения граждан эта информация будет иметь чрезвычайно важное воспитательное значение. Им предоставляется свобода выбора. Или идешь на мероприятие, не взяв телефон с собой, и тогда рискуешь оставить своих близких и друзей без сведений о том, в какую кутузку тебя отволокли с пробитой головой. Или ты берешь мобильник, благополучно успеваешь свалить домой с целой головой, но через пару дней все равно оказываешься в кутузке, будучи вычислен по телефону.
Так или иначе, но вся эта, извините за тавтологию, высокотехнологичная политтехнология позволила батьке дать во время инаугурации 21 января «твердую гарантию, что никакие «майданы» и «плошчы» нашему обществу не грозят». Он уверен, что сограждане теперь еще долго не решатся кучковаться на площадях без его ведома.
Теперь, с этой вот точки исторического развития, бог даст, Александр Григорьевич, немного отдышавшись и передохнув, сможет продолжать «двигаться в сторону демократических преобразований». Главное, долго не топтаться на месте и начинать, как можно скорее. Делать это лучше всего, посоветовавшись с Березовским, ведь, по его словам, «ситуацию, в которой оказался Лукашенко, можно развернуть на 180 градусов и создать совершенно новую политическую реальность в Европе, где Беларусь будет играть одну из самых ключевых ролей». Явно соскучился по делу Борис Абрамович, так и просится в бой.
«Но вот как это делать (разворачивать ситуацию) — я сейчас говорить на эту тему не буду», — кокетничает он, заканчивая свои советы из Лондона. Действительно, не за так же воевать...
В его интервью еще не хватает и других советов. К примеру, было бы интересно, что Борис Абрамович может предложить Александру Григорьевичу в качестве «самых жестких ответных мер» Евросоюзу, если он введет санкции. Так, чтобы содрогнулась старушка Европа и все ее «проституированная элита», как точно подметил лондонский сиделец!
Может, просроченными картофельными драниками закидать Европу вместо нефтепродуктов, поставка которых туда на днях чуть было не прекратилась.
Нет, здесь, пожалуй, шутки неуместны. Потому что подходим к тому, в чем не согласиться с Борисом Абрамовичем было бы, извините, западло. Нет, я не про то, что «никакой попытки захвата дома правительства в Минске не было», это понятно и еще не обросшему иголками ежу. Но и не про то, что, по его словам, «это была операция российских спецслужб» — Березовский их демонизирует не меньше, чем они его...
Я о другом: «То, что произошло в Беларуси, безусловно, выгодно России. И категорически не выгодно ни Беларуси, ни Западу. Россия получила неограниченное влияние в этой стране и, по сути, загнала белорусские власти в угол». Похоже, что так. Совершенная на днях в Москву поездка свеженазначенного батькой нового белорусского премьера Михаила Мясниковича и его знакомство с коллегой Путиным не стали прорывом в российско-белорусских отношениях. Судя по тому, что на следующий день после визита российская «Транснефть» начала поставки предназначенной Белоруссии нефти альтернативным покупателям, Минск не принял пока российского предложения платить ей за сырье дополнительную премию в 45 долларов за тонну. Долго ли простоит Белоруссия с запасами топлива на внутренние нужды и обязательствами на поставки нефтепродуктов на Запад в условиях прекращения поставок нефти из России? Полковник Чавес кардинально ситуацию из Венесуэлы не спасет.
И что тогда делать?
В тему здесь будет один славный разговор, состоявшийся у Лукашенко в конце прошлого года и пересказанный самим. Предупрежденный, якобы, одним высокопоставленным западным политиком о том «спектре отношений», который сложится у Минска с ЕС и США в случае признания Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии, батька с «этим списком бед и несчастий, которые могут обрушиться на Беларусь» приехал в Сочи и спросил Медведева, готов ли тот «разделить эти беды и подставить плечо».
По словам Лукашенко, ответ российского президента был такой: «Не надо торговаться, это одна тема, а это — другая». «Если это так, — резюмировал батька, — то продолжения разговор не имеет».
Боюсь, опять хорохорится Александр Григорьевич...
www.ej.ru