Афиша картины «Мын бала» – новой ленты об одержанной в XVIII в. казахскими воинами победе над монгольскими завоевателями-джунгарами. (Фото предоставлено киностудией «Казахфильм»)
Обычно на отливающем лазурью Большом Алматинском озере в горах Тянь-Шаня под торговой столицей Казахстана царят тишь да гладь, но этим летом оно гудит как улей: сюда прибыла киногруппа снимать историческую эпическую ленту о любви и войне на фоне одного из живописнейших уголков страны.
"Он хотел защитить своих родных и близких, а в итоге освободил свою Родину", – говорится в промо-ролике фильма, основанного на реальных событиях.
Фильм под названием "Мын бала" (что в переводе означает "Тысяча подростков"), снимается режиссером-постановщиком Аханом Сатаевым на государственной киностудии "Казахфильм". Бюджет картины составляет 7 млн. долларов – мелочь по голливудским меркам, но вполне солидные средства для Казахстана. Лента рассказывает о национальном казахском герое Сартае (роль которого исполняет Асылхан Толепов), который во главе войска из тысячи своих сверстников-подростков вступает в 1729 году в бой с противником и одерживает победу над монгольскими джунгарами, подвергающими разграблению его Родину.
В последнее время казахстанский кинематограф переживает возрождение. Как выразился недавно на съемках другого фильма президент "Казахфильма" Ермек Аманшаев, "казахстанское кино нашло свое место под солнцем".
В последнее десятилетие количество выпускаемых в Казахстане фильмов постоянно растет: если в 2001 году была снята лишь одна картина, то на 2011 год запланировано уже 22 ленты – небывалый рекорд со времен начала 1990-ых годов, когда в казахстанском кино наблюдался краткий период взлета – этап, начавшийся на закате советской власти и получивший название "Казахской новой волны".
Преимущественно казахскоязычная лента (воины-джунгары изъясняются на монгольском языке) обещает стать жемчужиной кинопроката последнего времени. Но это кино призвано не только развлекать.
Этот волнующий рассказ о героизме казахского народа, рассказанный на фоне поразительно прекрасной природы, внесет свою лепту в патриотическое воспитание нации, где лента выйдет в прокат в День независимости 16 декабря.
"Мы очень распланировали так, чтобы картина вышла в декабре ко дню празднования 20-летней независимости нашей страны", – сказал EurasiaNet.org Ахан Сатаев.
Свою патриотическую ленту создатели фильма, по его словам, адресуют в первую очередь молодежи, чтобы именно молодежь "знала цену, которую наши предки заплатили за нашу свободу, за нашу независимость, и чтобы они ценили это".
В задачи картины также входит упрочить имидж Казахстана за рубежом, где лента определенно должна вызвать интерес среди искушенных ценителей киноискусства, а также познакомить массового зрителя со страной, ничем не напоминающей тот глухой отсталый уголок, который мог запомниться зрителю после просмотра в 2006 году фильма "Борат", вызвавшего такого возмущение в Астане.
Казахстан уже не в первый раз прибегает к волшебной силе киноискусства в целях улучшения своего имиджа. Той же цели была призвана служить картина "Кочевник" (2005 г.) – еще одна эпическая лента из истории казахского народа о казахском воине Абылай-хане, сражающемся против извечного врага Казахстана – джунгарских завоевателей.
Все это – часть задуманной Астаной пиар-акции по улучшению своего имиджа на международной арене, на службу которой власти поставили киноиндустрию и спорт как средства достижения позитивного эффекта.
В самом же Казахстане патриотические ленты пользуются неизменным успехом у зрительской аудитории. Недавно вышла в прокат еще одна картина подобного рода с символичным названием "Жеруйык" ("Земля обетованная") режиссера Сламбека Тауекела, рассказывающая о сталинских депортациях 30-ых и 40-ых годов в Центральную Азию представителей различных национальностей со всех уголков Советского Союза.
Герой картины, премьера которой состоялась в мае, житель казахского аула принимает у себя депортированных, подвергая себя немалой опасности. История этих людей представляет собой многонациональный Казахстан в миниатюре, где в мире и согласии проживают представители различных культур – тот образ, который Астана сегодня холит, лелеет и активно пропагандирует.
Тему депортаций продолжает в своей волнующей картине "Подарок Сталину" еще один режиссер, Рустем Абдрашов. Лента, удостоившаяся в 2008 году главного приза международного кинофестиваля, посвящена другой закрытой для кинематографистов при советской власти теме – ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в Казахстане.
Создание фильма – это "возможность очередной раз переосмыслить прошлое", отметил Рустем Абдрашов на апрельской премьере своего последнего фильма "Небо мое детства" – вдумчивого (хотя и приукрашенного) рассказа о ранних годах жизни президента Нурсултана Назарбаева, пришедшиеся на годы правления Сталина и Хрущева.
В фильме рассказывается о влиянии депортаций на жизнь сельского Казахстана и безжалостном отношении в советские времена к земле, от которой зависела существование живших на ней людей, – теме, нашедшей свое отражение и в берущем за душу фильме Ардака Амиркулова "Прощай, Гюльсары!" (2008 г.) – рассказе о борьбе с советской бюрократией за племенного жеребца.
Советские картины о том периоде делались "с точки зрения советской пропаганды", отмечает Рустем Абдрашов. " Сейчас это некая попытка осмысления, рассказать ту правду, которую на самом деле не очень часто говорили тогда".
На взгляд некоторых критиков, картины о прошлом Казахстана, создаваемые на государственные средства, несут в себе риск замены одного исторического мифотворчества (советского) другим (назарбаевской администрации).
По словам Ахана Сатаева, признающего, что кино является "идеологическим инструментом", главным при создании ленты "Мын бала" была историческая достоверность. "Мы снимали очень правдивую историю", – говорит режиссер, подчеркивая, что среди казахских персонажей есть как плохие, так и хорошие люди.
По утверждению казахстанских кинематографистов, они занимаются искусством, а не пропагандой, а романтизация прошлого на голубом экране пришла не из Астаны, а из Голливуда.
Никто не может обвинить Сатаева в пропагандистском подходе к производству фильмов: его предыдущие картины, боевики "Рэкетир" (2007 г.) и "Ликвидатор" (2011 г.), а также драма "Заблудившийся" (2010 г.), номинированная в прошлом году на "Оскар", затрагивают такие серьезные проблемы современного Казахстана, как организованная преступность.
Нет сомнения, что "Мын бала" покажет Казахстан в более позитивном свете, и Ахан Сатаев только приветствует это. "Мы хотим, чтобы про нашу страну знали и с позитивной точки зрения иностранные зрители", – подчеркивает он.
Но главное все же – это искусство: "Во-первых, мы хотели делать хорошее кино, и насколько я знаю, хорошее кино не имеет границ".
От редактора:
Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
eurasianet.org
Featured
Казахстан: Астана учится управлять пропагандистской мощью кинематографа
Джоанна Лиллис