Казахстанские силовые структуры рапортуют об успешном завершении спецоперации по ликвидации преступной группы в Актюбинской области. Сквозь зубы говорят о том, что в результате спецслужбы понесли человеческие потери. А вот о вступлении Казахстана в новый период, когда терроризм становится не гипотетической, а вполне реальной угрозой, предпочитают и вовсе помалкивать.
Для широкой общественности были расставлены "правильные" акценты: "бородачи", вступившие в необъявленную войну с силами правопорядка, для информационного поля были преподнесены как обычный криминалитет.
К чему приведет такое "благодушие" и ждать ли эскалации экстремизма в Казахстане? Об этом рассуждают наши эксперты.
Досым САТПАЕВ, руководитель группы оценки рисков: Власти проиграли битву за души
В мировой практике те или иные террористические организации нередко использовали в своей деятельности и чисто криминальные методы. Например, в 70-80-х годах, когда резко возросла активность европейских террористов, некоторые банды грабили банки, чтобы вкладывать эти деньги в борьбу за свои идеи. То есть криминал и политический экстремизм (в его разных проявлениях) часто идут рука об руку. Самая главная задача государства - адекватно реагировать на надвигающиеся угрозы. Если они есть - нужно говорить о них и готовить к этому население. Сегодня власти говорят, что в регионе воровали нефть, а завтра террористы могут взорвать нефтепровод. Один теракт на Каспии - и трагедия в Мексиканском заливе покажется детской игрушкой. Казахстан не имеет иммунитета от болезней вроде терроризма и экстремизма - тем более что мы находимся среди государств, где уже давно "прописались" террористические организации. Обратите внимание на социальный тренд - все больше людей, недовольных социальной политикой государства, пытаются покончить жизнь самоубийством публично. А представьте себе, что кто-то решит сделать более громкую акцию - не только себя убить, но и подорвать неугодного чиновника! Нужно работать с молодежью, которая в первую очередь рекрутируется экстремистами. Необходимо усилить подготовку духовенства. Властям пора проснуться: они уже проиграли битву за души.
Ерлан КАРИН, политолог: Замолчать нельзя паниковать
- За последнее время произошла череда странных событий - якобы самоподрывы, побег из колонии в прошлом году, события нынешнего лета. Но независимо от того, подтвердится ли религиозная подоплека событий в Актобе (взрыв смертника в здании ДКНБ. - Ред.), Астане (взрыв автомашины у СИЗО ДКНБ. - Ред.) и Шубарши, эти события свидетельствуют об усилении террористической угрозы в Казахстане. Об этом говорят и данные о количестве задержанных и осужденных лиц за террористическую деятельность на территории Казахстана - у нас в стране привлекаются по соответствующей статье до 20 человек в год! Нарастание экстремистской угрозы в Казахстане проходило в несколько этапов. Первый - в начале двухтысячных - я называю этот этап "беглые или чужие террористы": 10 лет тому назад угроза терроризма в основном сводилась к тому, что на территории Казахстана могли укрываться беглые боевики. Второй период - вербовочный. В этом периоде отмечалось учащение случаев участия наших граждан в террористических актах на территории сопредельных стран. То, что происходит сейчас, - уже третий этап, когда появляются свои, локальные террористы. Объяснять это тем, что, мол, приезжают миссионеры и вовлекают наших людей, уже нельзя. Казахстану угрожает терроризм, и борьба с ним требует аккуратного балансирования: с одной стороны, нельзя замолчать проблему, как сейчас пытаются сделать. Но нельзя допустить и переоценку, подыгрывая терроризму, усиливая панику.
Марат ШИБУТОВ, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества: Пора родину защищать!
- Я недавно делал обзор наиболее уязвимых мест в Казахстане, и Актюбинский регион был третьим в списке - это ключевой транспортный узел страны. Во-первых, там пролегает единственная железная дорога, которая связывает остальной Казахстан с западными регионами и при этом не проходит по территории других государств. Там сосредоточено большое количество нефтепроводов и газопроводов (только около Шубарши - шесть крупных нефтегазовых месторождений). Это - стратегический регион, и, не дай бог, там начнутся какие-нибудь серьезные беспорядки… То, что мы увидели в Шубарши, - сращение криминального мира с исламскими радикалами: они воровали нефть и периодически угрожали взорвать трубопровод. В таком густонаселенном районе это возможно, только если у тебя есть прикрытие - так называемая "крыша" в лице местных властей. Уполномоченные органы закрывали на это глаза, а в результате пришлось проводить боевую операцию с человеческими жертвами. Другой вопрос: как была проведена спецоперация? Ответ очевиден, поскольку по ее результатам сняли недавно назначенного вице-министра МВД. С запада Казахстана и раньше поступали сигналы о проповедниках джихада - так почему их не зачищали? Ведь если бы сейчас, сегодня прозвучала команда сверху: "вырвать заразу с корнем", то, может быть, и удалось бы довести операцию до логического завершения. Но у ваххабитов - и это давно не секрет - есть покровители в высоких кабинетах. Чем это закончится, когда кто-нибудь из них приведет угрозы в действие и взорвет трубопровод, - очевидно уже сейчас.
Айдос САРЫМ, вице-президент ОФ "Абай-Информ": Сила есть. Ума бы надо!
- Руководствуясь лозунгом "Сначала экономика, потом политика", мы упустили очень важные основы государственного строительства. Ситуация явно выходит из-под контроля. Сегодня впору задуматься не столько над тем, как надо праздновать 20-летие нашей независимой государственности, сколько над тем, достаточно ли она крепка и на каких скрепах держится? Даже самые поверхностные ответы на эти вопросы не внушают оптимизма. За прошедший год в стране произошли два массовых побега из мест лишения свободы (Актау и Балхаш), несколько судебных процессов, в ходе которых большая группа граждан была обвинена в подготовке террористических актов, вылазки смертников в Актобе и Астане, перестрелки экстремистов с органами правопорядка. Бороться с этими явлениями исключительно силовыми методами невозможно. Поэтому сегодня необходимы полная переоценка и ревизия политического развития, реальные политические реформы, укрепление общественных институтов, настоящая борьба с коррупцией, монополизмом. Надо перестать заниматься самообманом и самоутешением. Иначе мы попросту не доживем до 30-летия нашей Независимости…
Марина АМИРОВА,
13 июля 2011
"Время"