Featured

Казахский эксперт: "Бессилие властей создает ощущение безысходности"

Дно кризиса в Казахстане уже пройдено, уровень доверия к банковской системе со стороны бизнеса и населения остается достаточно высоким. По мнению президента российской инвестиционной группы "ИстКоммерц", члена Совета Директоров НАУФОР Асхата Сагдиева, мрачные прогнозы в отношении банковской системы Казахстана - всего лишь следствие подорванного авторитета финансовых властей и регуляторов.

 

 

 

ИА REGNUM Новости: Что из себя редставляет казахстанская банковская система в настоящий момент?

 

В Казахстане действует 37 банков второго уровня, из которых 16 банков с иностранным участием и 6 банков с государственным участием в капитале. По состоянию на 01 ноября 2009 года суммарные активы казахстанской банковской системы составили 79,2 млрд. долларов. Объем ссудного портфеля равен 66,5 млрд. долларов. Двадцать три процента от ссудного портфеля (15,2 млрд. USD) составляют кредиты физическим лицам. Совокупная депозитная база равна 41 млрд. долларов, в том числе депозиты населения 12,2 млрд.

 

Очень интересен показатель по совокупному капиталу банковской системы - он сейчас отрицателен (минус 6 млрд. долларов) за счет признания убытков двумя крупными банками, управление в которых государство взяло на себя - "БТА Банк" (включая его дочерний "Темирбанк") и "Альянс банк". Без учета указанных банков совокупный капитал составляет 6,7 млрд. долларов, что соответствует существующим международным нормативам (коэффициент достаточности капитала равен 16% при минимальном требовании 10%).

 

ИА REGNUM Новости: Существует мнение: для российской и казахстанской банковских систем характерны схожие болезни. Их вообще можно сравнивать?

 

Степень влияния банковских систем на экономику своих стран примерно одинакова. Так, в России объем совокупных банковских активов (897 млрд. долларов) составляет 68% ВВП, В Казахстане аналогичный показатель равен 72%.

 

Казахстанская банковская система более сконцентрирована и прозрачна. Совокупные активы пяти крупных казахстанских банков занимают 75% совокупных банковских активов. Аналогичный показатель по России - примерно 50%. В пользу прозрачности казахстанской банковской системы говорит ее немногочисленность. Согласитесь, 37 банков гораздо легче контролировать, чем тысячу (в России действует 1078 банков).

 

Качество ссудного портфеля в банковских системах, на мой взгляд, примерно схожее. Так, по оценке S&P в 2009-2011 гг. совокупный объем проблемных активов (в том числе реструктурированных ссуд) российских банков может достичь 40% совокупной ссудной задолженности. По Казахстану оценка S&P с учетом реструктурированных займов составляет 35-50%.

 

В чем казахстанская банковская система проигрывает российской - это в структуре ресурсной базы. Банковская система России в меньшей степени зависима от внешних заимствований. Объем внешних обязательств российских банков равен 16,4% от совокупных активов. Аналогичный показатель по банковскому сектору Казахстана хоть и снизился на 6% за последние два года, однако составляет значительные 37,5% от совокупных активов. Вопрос своевременного возврата внешних заимствований - одна из главных проблем, которую должны решить казахстанские банки.

 

ИА REGNUM Новости: Ситуация в казахстанской банковской системе достаточно тревожная, о чем свидетельствует государственное управление и процесс реструктуризации долгов в двух, как считается, "проблемных" банках - БТА и Альянсе. Этими двумя банками все и ограничится или то, что происходит сейчас, только "видимая часть айсберга"?

 

Главная причина того, что происходит сейчас с "БТА" и "Альянс" банком - это очень агрессивная политика роста, которая осуществлялась их руководством в течение целого ряда лет. Эти два банка росли быстрее всех остальных, много занимали и вкладывали, как оказалось, в рисковые активы, и не только в Казахстане. Конечно, такой тренд был характерен для всей банковской системы, но именно "БТА" и "Альянс" преуспели в этом процессе, за что и закономерно поплатились. Другим банкам хватило ума вовремя остановиться. Кроме того, был низким уровень корпоративного управления, в результате чего, инвестиционные решения принимались без необходимого коллегиального обсуждения. Работа по усилению системы оценки рисков была поставлена, видимо, не на должном уровне.

 

ИА REGNUM Новости: В одном из интервью для ИА REGNUM Новости казахстанский эксперт Александр Калинин высказал мнение, что нынешняя осень будет фатальной для многих казахстанских банков.

 

По роду своей деятельности я внимательно отслеживаю все более-менее значимые публикации о состоянии казахстанских банков. Не прошло мимо меня и это интервью. Знаю, что оно вызвало значительный резонанс в Казахстане и целый ряд казахстанских интернет-изданий разместили его на своих сайтах. Я задумался, почему это интервью стало таким популярным в казахстанском интернет-сообществе? Ведь при всем уважении к Александру Калинину, он не может считаться экспертом в банковском деле. Да, он является специалистом в области недвижимости, однако банковская деятельность гораздо шире ипотечного кредитования. Почему же мнение непрофессионала получило такую огласку? Нашел для себя две причины.

 

Первая причина из области массовой психологии - в условиях кризиса люди склонны больше верить мрачным прогнозам. Вспомните, что три года назад, в условиях растущего рынка, была ровно противоположная ситуация - осторожные прогнозы никого не останавливали и большинство экономических контрагентов с увлечением раздували финансово-ипотечный пузырь. Теперь же в условиях кризиса никого уже не интересуют оптимистические прогнозы, все настроены на скорый и полный апокалипсис.

 

Вторая причина - подорванный авторитет финансовых властей и регуляторов среди населения. Например, в прошлом году прежний руководитель Национального банка Казахстана заявлял об отсутствии причин девальвации тенге. Не прошло и двух месяцев, как вновь назначенный председатель Нацбанка проводит девальвацию, никак не вспоминая о заявлениях предшественника. Люди, поверившие в тенге и державшие свои вклады в национальной валюте, разом потеряли 20% своих накоплений. Или другой пример, после входа государства весной этого года в "БТА банк" и "Альянс банк", сразу четыре официальных ведомства (Правительство, Национальный Банк, Агентство финансового надзора и Национальный Фонд "Самрук-Казына") заявили, что не допустят дефолта этих банков. Уже летом фактический дефолт произошел. Такое бессилие властей создает ощущение безысходности и хорошо удобряет почву для мрачных прогнозов.

 

Если говорить о сути, высказанной А. Калининым точки зрения, то казахстанский кредитный портфель гораздо шире строительно-ипотечной сферы. Согласно имеющимся данным, строительная отрасль в структуре совокупного кредитного портфеля казахстанских банков занимает 20,2%. Еще 8,7% приходится на ипотечные жилищные кредиты. Поэтому вопрос о жизнеспособности казахстанской банковский системы не может быть привязан только к проблемам в строительной отрасли. Конечно, перекос казахстанских банков в строительную отрасль существует. Для сравнения: строительные кредиты у российских банков составляют 6,2%, а ипотечные жилищные кредиты 6,3% от общего объема выданных кредитов. Тем не менее, ставить во главу угла один, пусть и очень важный, фактор (концентрация ссудногопортфеля в строительной отрасли) в качестве определяющего не совсем корректно.

 

ИА REGNUM Новости: В таком случае дайте ваш прогноз.

 

Осторожный оптимизм. Ситуация сложная, но не фатальная. Я считаю непродуктивным делать какие-то прогнозы на базе рассуждений о "некой абстрактной казахстанской банковской системе". Ведь как я уже отмечал ранее, погоду в казахстанской банковской системе делают шесть системообразующих банков, на долю которых приходится более 75% совокупных банковских активов. Поэтому не стоит обращать особого внимания на существующие заявления о том, что "двадцать пять процентов казахстанских банков закроются в этом году". Фактически речь в данном случае идет о девяти мелких банках, влияние которых на казахстанскую экономику близко к нулю.

 

Еще раз повторю свою мысль. Для понимания картины в целом нужно детально изучать складывающуюся ситуацию в первой казахстанской банковской шестерке. Что внушает оптимизм для меня - это состав акционеров в этой первой шестерке. Ну, во-первых, это "БТА банк" и "Альянс Банк". Здесь главным акционером де факто является государство, которое, как бы тяжело ни было, должно действовать по принципу: "Взялся за гуж, не говори, что не дюж". Ведь банкротство государственных банков будет приравнено международным финансовым сообществом к государственному дефолту, а это уже не шутки. Далее, "АТФ банк" и "Центр кредит" - у обоих банков в качестве главных акционеров глобальные финансовые институты (итальянская "UniСredit Group" и южно-корейский "Kookmin Bank"). У "Казкоммерцбанка" в качестве крупного стратегического акционера присутствует ЕБРР. Особняком стоит "Народный Банк", который формально не имеет крупного акционера с международной репутацией. Однако, понимание казахстанской политической и экономической специфики позволяет с уверенностью говорить о Народном банке, как о "полугосударственном". Мне трудно допустить мысль о том, что при наличии таких серьезных акционеров ведется, озвученная А. Калининым, политика на "слив банков, поскольку все сливки уже сняты".

 

Очень важно то, что уровень доверия к банковской системе со стороны бизнеса и населения остается по-прежнему достаточно высоким. Если в прошлом году наблюдалось снижение депозитов клиентов, особенно во втором полугодии, то за десять месяцев текущего года прирост депозитов составил 34%, в том числе депозиты населения выросли на 23%.

 

И буквально последние данные, озвученные главой Национального банка Григорием Марченко говорят об улучшении ситуации с ликвидностью. Если свободная ликвидность банков второго уровня на 1 февраля этого года составляла всего порядка $2 млрд, то в октябре она превысила $8 млрд. в эквиваленте. Сейчас важно, какие выводы сделали для себя банки, как они осуществляют меры по скорейшему оздоровлению и выходу из кризиса: насколько серьезно пересматривают свой портфель, активизируют работы по взысканию, сокращают расходы и повышают свою эффективность. Многое будет зависеть от мудрости и профессионализма казахстанских регуляторов. Если не будет сделано каких-то очевидных ошибок, то казахстанская система сумеет справиться со всеми имеющимися трудностями.

 

ИА REGNUM Новости: То есть дно кризиса уже пройдено?

 

Я разделяю оценку как российских, так и западных аналитиков, по мнению которых банковская система Казахстана достигла дна кризиса и теперь можно ждать ее восстановления. Активного кредитования экономики все еще не будет, но зато начнется небольшой рост. Тем более, близка к завершению реструктуризация Альянса и БТА, а внешний долг банковской системы снижается и в следующем году банкам придется выплачивать существенно меньше международных обязательств. Снижение провизий и NLP должно привести к увеличению прибылей банков уже к середине 2010 года.

 

ИА REGNUM Новости: Какие события могут "опрокинуть" банковскую систему и экономику Казахстана?

 

Проблемы, которые имеет Казахстан, сходны со многими другими странами, в том числе и Россией, основной статьей доходов которых является сырьевые товары. Поэтому Казахстан и его банковская система будут значительно страдать в случае резких колебаний на этих рынках.

 

ИА REGNUM Новости: Поддерживает ли казахский бизнес, сконцентрированный за пределами Казахстана, антикризисные инициативы казахстанского правительства? И вообще, можно ли говорить, на ваш взгляд, о какой-то системной и целенаправленной антикризисной стратегии кабинета Карима Масимова?

 

Если под казахским бизнесом вы имеете ввиду этнических казахов, живущих в России и развивающих здесь свой бизнес, то я, как один из его представителей, могу сказать, что мне не безразлично и для меня очень важно, что происходит в экономике Казахстана. Я наблюдаю за этим и как этнический казах, и как российский предприниматель. Говоря об антикризисной стратегии Кабинета Карима Масимова, могу сказать, что читаю и слышу критику в ее адрес. В тоже время были позитивные отклики от международных финансовых организаций. Однако хочу отметить, что антикризисная программа есть и она реализуется по нескольким направлениям. Причем, заметьте, Казахстан принял меры государственной поддержки еще в конце 2007 года задолго до России. Государство поддерживает сектор долевого строительства, МСБ, ипотеку, обрабатывающие сектора экономики, банковский сектор. Освоены немалые суммы, есть конкретные результаты. Думаю, что это все-таки есть целенаправленная и системная работа правительства по выходу из кризиса.

 

ИА REGNUM Новости: Готовы ли вы лично завтра начать работать на Казахстан в качестве наемного государственного менеджера? Перевести собственные капиталы в казахстанские банки, пусть даже и в те, которые обеспечены иностранным капиталом?

 

Вопрос риторический. Если будет конкретное предложение, тогда можно будет обсуждать.

 

ИА REGNUM Новости: Позиции казахского бизнеса в Москве считаются довольно крепкими. Почему же не слышно о совместных инвестиционных проектах казахстанских и российских бизнесменов?

 

Если речь идет об экономических проектах, то для этих целей, по-моему, и создан Евразийский банк развития, основными акционерами которого являются Казахстан и Россия. А вообще, российские компании широко представлены в Казахстане, в том же финансовом секторе - Альфа банк и недавно пришедшие Сбербанк и ВТБ.. В России в свою очередь работают Москоммерцбанк и НБК-Банк - дочки Казкоммерцбанк и Халык банка.

 

ИА REGNUM Новости: Как считаете, может быть, речь идет о том, что этнический казахский бизнес, который готов прийти в республику, попросту не примут с распростертыми объятиями, считая всех пришлых "чужаками"?

 

Это абсолютное заблуждение. Есть масса примеров, когда этнические казахи, граждане России, возвращаются в Казахстан и работают, в том числе в госсекторе. Например, государственный фонд "Даму", созданный для поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане, возглавил Булат Мукушев, этнический казах, который многие годы жил и работал в России и до последнего времени возглавлял НБК-банк, дочку казахстанского Халыка в Москве. Или Токсан Адекенов, бывший председатель Правления Москоммерцбанка, был приглашен в Альянс-банк в очень сложный период перед проведением реструктуризации внешних обязательств.

 

ИА REGNUM Новости: Как изменится конфигурация и наполнение бизнеса после января 2010 года, после открытия границ в рамках Таможенного Союза?

 

Я уверен, что после активизации работы Таможенного Союза произойдет значительное увеличение товарооборота между участниками Союза. А это в свою очередь активизирует развитие многих направлений бизнеса. Хотя, конечно, возможен некоторый рост цен на определенные виды товаров. Но думаю, этот недостаток с лихвой перекрывают дополнительные возможности для бизнеса.

 

ИА REGNUM Новости: Хотелось бы услышать ваш экономический прогноз в отношении Казахстана и Центральной Азии.

 

Я не макроэкономист, есть прогнозы МФВ, к которым я и рекомендую обратиться. Хотя при этом, я убежден, что низшую точку спада экономика Казахстана уже прошла и в первом квартале следующего года мы увидим более уверенные признаки начинающегося восстановления экономики республики.

 

 

ИА REGNUM Новости

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details